пси-коррекц индивид работы 6-7 лет (1) (1)

I.

Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для
формирования необходимых психических функций и социально значимых
качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей
учебной деятельности ребенка, идет активное развитие познавательных
возможностей. Формирование и совершенствование познавательных
процессов в дошкольном детстве обеспечивает не только интеллектуальное
развитие ребенка, но и его подготовку к учению в школе. Кроме достижения
определенного уровня развития познавательных способностей, такая
подготовка
включает обеспечение
достаточно
высокого
уровня
воспитанности личностных качеств, умение общаться и взаимодействовать с
людьми.
Проблема воспитания и обучения дошкольников с низким уровнем в
развитии является одной из наиболее важных и актуальных. Согласно ФГОС
с такими детьми индивидуальная и коррекционная работа строится при опоре
на данные направления. Основанием для включения детей в индивидуальную
работу, является низкий уровень развития психических процессов внимания,
памяти, восприятия,
мышления, воображения, сенсорно-моторной
координации.
На индивидуальных коррекционных занятиях уделяется большое
внимание развитию у детей кожно-кинестетического, акустического,
зрительно-предметного восприятия. Совершенствуется произвольная,
зрительная и слуховая память детей, через упражнения на запоминание,
сохранение и воспроизведение материала. Для развития у детей способности
к
зрительному,
слуховому
непроизвольному
и
произвольному
сосредоточению,
способность
к
распределению,
переключению,
концентрации и устойчивости внимания используются игры и упражнения.
А также на индивидуальных коррекционных занятиях формируются у детей
первичные представления о причинных связях и постепенно под влиянием
усложнения практической деятельности развиваются не только нагляднодейственное, но и наглядно-образное мышление и словесно-логическое
мышление.
Для этого используются
специальные
дидактические
игры.
Именно на индивидуальных занятиях ребенок начинает демонстрировать
свои первые успехи, и в доступной, занимательной форме выполняет
достаточно сложную работу – познает мир и совершенствует полученные
знания, умения и навыки.
В индивидуальной коррекционной работе используются игры и
упражнения, направленные на развитие статической и динамической
координации движений пальцев рук ребёнка. Особое значение для
положительного результата индивидуальной коррекционной работы с
ребенком имеет помощь и поддержка со стороны родителей. С этой целью
привлекаются родители к совместной работе по коррекции и развитию
психических процессов у детей а так же получения сведений об
индивидуальных особенностях и поведенческих реакциях ребёнка,
психологическом климате в семье, количестве членов семьи,

взаимоотношениях между родителями. Особое внимание в данном случае
следует уделять личностным особенностям родителей и их оценочном
суждении о ребенке. Используются такие формы работы как:
индивидуальное консультирование родителей, показ методов и приемов в
работе с ребенком; родительские собрания на группах. Данная программа
разработана, для развития и коррекции различных сторон психики детей в
дошкольном возрасте. Предлагаемые игры-задания направлены на развитие
восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения.
2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Основным показателем эффективности использования программы
является то, что при работе используются различные методы и приемы
работы с детьми, которые помогают формировать уверенность в себе,
удовлетворенность собой, повышается интеллектуальный уровень. С
помощью проведенных занятий у детей совершенствуются познавательные
процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие,
графические навыки письма.
Результативность программы можно выявить путем обследования,
проводимого дважды: до начала коррекционно-развивающих занятий и после
прохождения .
Анализ результатов включает в себя следующие моменты:
обследование детей психологом: изучение познавательной сферы психики
ребенка, оценка уровня развития интеллектуальных способностей ребенка.
3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель: повышение уровня развития психических процессов.
Задачи:
1. Развивать внимание, память, мышление, восприятие, воображение.
2. Формировать навыки самостоятельной работы.
3. Создание условий для самореализации ребенка в творческой,
учебной деятельности.
4. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений,
необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками
и соответствующих отношений с воспитателем
4. Отличительные особенности данной дополнительной

образовательной программы от уже существующих
образовательных программ
Отличительные особенности данной программы от других
программ, это интеграция с такими дисциплинами как: окружающий
мир, экология, лепка, рисование, аппликация.
Все занятия проводятся как игра, мастерская с применением
широкого комплекса различного дополнительного материала: сказки,
притчи, плакаты, рисунки.

Ребенок учится сам формулировать задачу, новые знания теории
помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет
на занятии сохранить высокий интерес.
5. Возраст детей, участвующих в реализации данной

дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана для работы с детьми 6-7 лет
6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы

(продолжительность образовательного процесса, этапы).
Сроки реализации
Программа рассчитана на декабрь 2022 – март 2023г.
7. Формы и режим занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, в отдельном кабинете.
Занятия могут проводиться под музыкальное сопровождение, что
способствует
расслаблению,
включенности
в
работу,
снятию
психологических барьеров, мышечно-двигательных зажимов, повышению
настроения.
Все темы - «сквозные», так как плавно переходят от одного этапа в другой
по принципу роста и усложнения. «Сквозные» темы могут пересекаться
между собой и взаимопроникать друг в друга. Программа рассчитана на 16
практических занятий, но здесь приведены 20 занятий т.к. ребенок может
отказаться от сложного или от категорически не понравившегося задания. В
таком случае педагог может выбрать занятие в соответствии с желанием и
умственными способностями ребенка.
Программа составлена с учетом, возрастных особенностей.
В работе используются следующие методы:
. задания на зрительное восприятие;
. упражнения для усовершенствования графических навыков письма;
. психодиагностические методики;
. творческие задания;
. логические задания;
Поручение или задание, которое дается ребенку,
должно
соответствовать его возможностям. Задания выбираются в зависимости от
индивидуальных способностей ребенка или группы. Нельзя предлагать
выполнить слишком сложные, непосильные занятия, заранее обрекать

ребенка на неуспех, а следовательно, на снижение самооценки, на
неудовлетворенность собой
Главная задача повышать самооценку ребенка, для чего любая
деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами,
выражающими уверенность в его успехе («У тебя это получится»)!
Формы работы:
- индивидуальная
-психокоррекционная работа
Режим занятий:
2 раза в неделю
Продолжительность занятий: 20 мин.
8. Ожидаемые результаты реализации программы
1.
Развитие раскрепощенности, общительности.
2.
Развитие умения распознавать и владеть собственными
эмоциями, обучение навыкам саморегуляции (способности эмоционального
интеллекта)
3.
Повышение самооценки детей.
4.
Повышение уровня развития психических процессов.
9. Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы (выставки, соревнования, учебноисследовательские конференции и т.д.).
В завершении программы, проводится творческое занятие на тему
«Енотик, которому все по плечу!»

II.

Учебно-тематический план.

Выбор упражнений для тренинга:
- Содержание индивидуальной работы может корректироваться для той
категории детей, которые могут испытывать в ходе работы повышенную
утомляемость, сниженную работоспособность, повышенную отвлекаемость,
ригидность.
- предлагаются сначала легкие, затем более сложные упражнения, в
зависимости от группы или ребенка;
- после каждого упражнения обязательно следует обсуждение, обмен
мнениями, чувствами, впечатлениями;
- от предлагаемых упражнений ребенок должен получать только
положительные эмоции
- приемы повышения и устойчивого интереса в процессе совместной
деятельности могут обеспечить: АРТ терапия, музыкотерапия, песочная
терапия, сказкотерапия.

В работе используются следующие методы:
Тематический план занятий
№ тема занятий
1 Знакомство
2 Порядок
3 Волшебные бусы
4 Помощники-СЛОВА
5 Главная сила
6. Радуга настроения
7. Волшебные палочки
8. Хорошо-плохо
9. Догадки
10. Пантомима
11. Облачное настроение
12. Забавные слова
13. Графика чувств
14. Перевертыши
15. Смекалочка
16. Помечтаем
17. Разговор с руками
18. Забавные слова
19. Прятки
20. Внимательный Филин
III.

количество часов
по
20 мин

Содержание изучаемого курса.

1 занятие «Знакомство»
Время занятия: 20 минут
Кол-во участников: 1
Ход занятия
«Правила занятий по психологии»
Психолог говорит с детьми о правилах занятий: конфиденциальности
(или «секретности») – то, что обсуждается на занятий, не должно выходить за
пределы класса; безоценочности – на уроках психологии нет отметок и
оценок, правильных и неправильных ответов, каждый имеет право выражать
свое мнение, «правиле одного микрофона» - когда один человек говорит,
другие слушают и не перебивают. После этого начинаются занятия:
1. Упражнение на развитие слуховой памяти «10 слов»

Книга, луна, звон, мед, вода, окно, лед, день, гром, брат.
2. Упражнение на развитие мышления"Узнай предмет по заданным
признакам» Белый, сладкий, твердый – это …(сахар) и т.д.

3. Упражнение на развитие внимания, мыслительных операций

«Угадай по описанию»
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном,
игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ.
Он красный, круглый, сочный (помидор)., Перед ним выкладывают картинки
с различными овощами, и он находит нужный, показывает его. и т. Д
(фрукты, мебель,одежда,обувь,транспорт)
4. Упражнение на моторику" Мы писали, мы писали,

(Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Ручки в стороны убрали.
Два притопа, два прихлопа
Топаем, хлопаем.
Началась опять работа.
(Потираем ладонью о ладонь.)
В небе птицы пролетали
(Руки чуть подняты над головой)
Птицы крыльями махали.
(и перекрещены, взмахи кистями рук.)
Ветер дул навстречу им,
(Машет руками на лицо, словно обмахиваясь веером)
5. Игра на моторику «Самолеты за облаками» Игра, обучающая
ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим. Задание на
заранее подготовленных карточках. Заштриховать облака так, чтобы одно
было темное (и через него еле видно самолет), другое - светлое (самолет
виден хорошо). Варианты заданий:- вместо самолетов могут быть
нарисованы лодки на волнах, машины на дорогах и т.д.
6. Графическая работа в тетради.
7. Рефлексия
2 занятие «Порядок»
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1 человек
Ход занятия.
Психогимнастика по Чистяковой. (Работа с эмоционально-волевой
сферой ребенка)
1. Упражнение развивает логическое, непосредственное запоминание.
«Разложи по местам». Перед ребенком лежат карточки с
нарисованными предметами: персик, кастрюля, виноград, пиджак, сковорода,
шорты, дыня, графин, носки, рубашка, половник, слива. Психолог просит
учащегося разложить данные карточки в три коробки. В одну сложить
карточки с изображением фруктов, в другую сложить карточки с
изображением посуды, в третью – карточки с изображением одежды. Через 35 минут попросить назвать, какие предметы были нарисованы на карточках.
2.Упражнение "По порядку" Психолог раскладывает перед ребенком в ряд 68 карточек с разными изображениями. Ребенок смотрит на карточки в
течение 2 мин, после чего карточки перемешивают и просят ребенка
разложить их в том же порядке.

2. Упражнения на развитие внимания "Найди одинаковые картинки»,

"Найди на рисунке выделенные фрагменты и обведи их"
3. Упражнение "Сравнение предметов» Ребенка просят сравнить что
общего и чем отличается друг от друга.
Пары слов.
1) Муха и бабочка 6) Топор и молоток
2) Дом и избушка 7) Пианино и скрипка
3) Стол и стулья 8) Шалость и драка
4) Книга и тетрадь 9) Щекотать и гладить
5) Вода и молоко 10) Город и деревня
4. Дидактическая игра " Классификация"
5. Рисование на стекле (дидактический столик)
6. Рефлексия
3 занятие «Волшебные бусы»
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1 человек
Ход занятия
1.
Приветствие «Хорошее настроение» приветствие друг друга по
имени и дарят обязательно что-то хорошее: улыбку, пожатие руки,
прикосновение к плечу и т.д.
2. Игра на развитие
мышления
«Нарисуй
фигуру
по
памяти». Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, убирают, а
потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил.(15 сек.)
3. Упражнения "На развитие гибкости ума".
Предложите ребенку называть как можно больше слов,
обозначающих какое-либо понятие:
- Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр,
рябина,...)
- Назови слова, относящиеся к спорту
-Назови слова, обозначающие домашних животных.
- Назови слова, обозначающие водный спорт.
- Назови слова, обозначающие фрукты и т.д.
4. Игра на внимание и мышление «Найди два одинаковых
предмета»
Оборудование: карточки с рядом предметов одного вида, среди
которых есть две полностью одинаковых, а остальные имеют
некоторые отличия
5. Упражнения на развитие тонкой моторики
1. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к

мизинцу, средний - к указательному.(несколько раз)
2. гимнастика шариками.
6. Упражнение на моторику "Собери бусы" С каждой бусинкой газываем

хорошие и добрые слова и понятия связанные со школой.

7. Рефлексия.
4 занятие «Помощники-СЛОВА»
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1 человек
Ход занятия
1.
Приветствие «Хорошее настроение» Дети приветствуют друг
друга по имени и дарят обязательно что-то хорошее: улыбку, пожатие руки,
прикосновение к плечу и т.д.
2 .Релаксационное упражнение "Бабочка» Представь себе теплый,
летний день. Лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу,
рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос,
поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка
дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка
улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).
3. Разминка. Положить руки ладонями вверх. Ребенок поднимает по
одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это
упражнение в обратном порядке.
4. Игра на внимание "Бывает - не бывает".

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен
поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то
мяч ловить не нужно.
5. Упражнение
на
мышление
«Обобщения" Назвать одним словом
предметы:
Вилка, ложка, нож - это ...
Дождь, снег, мороз - это ...
Рука, нога, голова - это ...
2) Конкретизировать обобщающие понятия:
Фрукты - это ...
Транспорт - это ....
6. Графическая работа в тетради.

7. Рефлексия.
5 занятие «Главная учебная сила».
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1человек
Ход занятия
1.
Приветствие.
2.
«Хлопни, у кого это есть» Ведущий говорит ребенку, что
сейчас он будет перечислять все необходимое для хорошей учебы. Ребенок
должен быстро хлопнуть в ладоши, если то, что названо, у них есть (глаза,
уши, терпение, рука, ум, желание, трудолюбие и т.п.).
А какая хорошая черта у тебя есть? В чем она помогает?

3. Кинезиологическая игра «Запахи и звуки». Представь, что идет

дождь. Ты стоишь под зонтом на берегу реки. Что ты видишь, расскажи.
Представь капли дождя, ударяющие по зонту, листве деревьев. С какими
звуками можно сравнить шум дождя? Дождь закончился. Вспомни запах
травы, деревьев после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах
травы и листвы, умытой дождем?
4. Упражнения на беглость мышления "Назвать слова с заданной буквой".

ВАРИАНТЫ:
1)Назвать слова, начинающиеся на букву "а".
2)Назвать слова, оканчивающиеся на букву "т".
3) Назвать слова, в которых третья от начала-буква "с".
5. Упражнения на развитие тонкой моторики 1.Ребенок зажимает

карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполняет
движения так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом
указательный.
6. Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы

сразу обеих рук, начиная с мизинца. (несколько раз)
7.

Графическая

работа

в

тетради.8.Рефлексия
6 занятие «Радуга настроения».
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1 человек
1. Приветствие
2. Ребенку предлагается нарисовать радугу своего настроения. С
каким настроением мы будем ходить в 1 класс? Какие эмоции
будете испытывать?
Воображение Художественная деятельность с использованием
релаксационной композиции "Солнечное настроение"
3. Упражнение на воображение "Несуществующее животное" Если

существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то
существование
рыбы-наперстка
не
исключено.
Пусть
ребенок
пофантазирует: " Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы
и как можно использовать рыбу-магнит?"
4. Игра на восприятие «Что я загадала?» Педагог загадывает
предмет. Ребенок задает вопросы: «Это предмет? Он живой или нет?…»
5. Игра на развитие мировоззрения "Кем (чем) был раньше?" Педагог,
обращаясь к ребенку, задает вопрос: "Кем (чем) был раньше?". Варианты
слов: цыпленок (яйцом), хлеб (мукой), лошадь (жеребенком), шкаф (доской),
корова (теленком), велосипед (железом), дуб (желудем), рубашка (тканью),
рыба (икринкой), ботинки (кожей), яблоня (семечком), женщина (девочкой),
лягушка (головастиком), листок (почкой), бабочка (гусеницей), собака
(щенком).

6. Упражнение на словарный запас"Скажи коротко» Остаться на зиму …

(зимовать)Остаться на ночь … (заночевать) Мелкий дождь … (дождик)Капля
дождя … (дождинка)Маленькая лошадка … (пони)
7. Рефлексия.

7 занятие «Волшебные палочки».
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1 человек
1 Приветствие.
2. Упражнение на мышление "Скажи обобщающее слово": - окунь,
карась-…- трава, дерево-…- крот, мышка-… пчела, жук-… чашка, тарелка …- ботинки, туфли-…шапка, шляпа ..,куртка, пальто...медведь, барсук,
кукла, пирамидка...и т.д
3. Игра на зрительное внимание и мышление «Сложи
из
палочек» Ребенку показывается рисунок, который нужно сложить из
палочек, потом он убирается, а ребенок его выкладывает на столах
4. Игра на внимание «Что куда?» Расстановка предметов по Вашим
указаниям вида:- на верхнюю полку поставь кубик. Под ним - куклу, левее
кубика поставь слона, правее - мишку и т. д.
5. Упражнение
(развитие
мелкой
моторики)
"Улитка
с
усиками» (положить правую руку на стол, поднять указательный палец и
средний, и расставить их). «Раковина улитки» (правая рука на столе, левую
руку положить сверху). «Ежик» (ладони соединить, прямые пальцы
выставить вверх) «Кот» (средний и безымянный пальцы правой руки
прижать к ладони большим пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть
поднять руку вверх). «Волк» (соединить большой, средний и безымянный
пальцы правой руки, указательный и мизинец слегка согнуть, поднять
вверх).
6. Игра на развитие мышления и внимания «Назови соседей». Расставь 6
-7 игрушек в любом порядке. Назови соседей куклы, мишки и т.д.
7. Рефлексия
8 занятие «Хорошо-плохо».
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1 человек
1 Приветствие.
2. Упражнение на развитие мелкой моторики «Ножницы» (указательный и
средний пальцы правой руки и левой руки имитируют стрижку ножницами).
«Колокол» (скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх,
опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать их). «Дом»
(соединить наклонно кончики правой и левой руки). «Бочонок с водой»
(слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, остальные сверху отверстия).
«Пожарник» (упражнение с предметом, используется игрушечная лесенка,
указательный и средний пальцы бегут по ней).
3. Игра на развитие мировоззрения и кругозора « Хорошо – плохо»

В игре предлагаемый психологом предмет нужно рассмотреть с разных точек
зрения. Нужно найти его положительные стороны и отрицательные. Ребенок
рассматривает игрушку- грузовик.
Сначала выделяются положительные качества:
можно перевозить грузы;
хорошо вращаются колеса…
Затем выделяются отрицательные качества: не заводится; кузов не
поднимается;
фары не горят.
4. Упражнение на мышление «Вспомни по рифме».
Ко многим словам можно подобрать рифму. Например: часы – весы; шишка
– мышка; ракета – планета; кошка – ложка; нога – рога; матрешка –
картошка.
Зачитываем ребенку список слов, которые выступали в качестве рифмы:
ложка, картошка, мышка, весы, планета, рога. А ребенок должен вспомнить
слова-рифмы к ним.
5. Игра на развитие внимания" Каскад слов"
Заранее подготовить список слов. Попросить ребенка повторять за вами
слова. Начинать с одного слова, затем называть 2 слова, 3 слова и т.д.
Ребенок обязательно должен повторять в этой же последовательности.
5. Графическая работа в тетради.
6. Рефлексия.
9 занятие
«
Догадки».
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1 человек
1 Приветствие.
2. Игра на развитие мышления и восприятия "Говори наоборот" Педагог
кидает ребенку мячик. Ребенок должен назвать противоположное по
значению слово. Примерные пары слов: веселый - грустный, быстрый медленный, красивый - безобразный, пустой - полный, худой - толстый,
умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, тяжелый - легкий, трусливый храбрый, белый - черный, твердый – мягкий, шершавый - гладкий.
Всегда ли мы можем выразить то что хотим сказать? Хватает ли тебе
слов описать свои эмоции?
3. Упражнение на внимание "Найди одинаковые вещи" Рассмотрев и
сравнив несколько изображенных предметов. надо найти два совершенно
одинаковых.
4. Упражнение на развитие скорости мышления: "Оканчивание
слов"Предложите ребёнку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово,
произнося первый слог, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!
По...", - так вы начинаете игру. Всего предлагается 10 слогов: 1) по, 2) на, 3)
за, 4) ми, 5) му, 6) до, 7) че, 8) пры, 9) ку, 10) зо.
Если не говорить о своих желаниях и чувствах, может ли догадаться другой
человек, о твоих чувствах?
5. Упражнения на развитие тонкой моторики

1. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала

поочередно каждой рукой. Затем - двумя руками одновременно.
2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы:
средний, указательный, большой, мизинец, безымянный.
Выполнять поочередно каждой рукой
6. Игра для развития памяти «Повтори-ка» Психолог сообщает, сейчас мы
узнаем, кто больше запомнит и повторит названий разных животных. Я
начинаю. Называю слово «лиса». Ребенок должен повторить мое слово и
назвать свое. И так до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется.
7. Рефлексия
10 занятие «Пантомима».
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1 человек
1. Приветствие.
1. Упражнение
для
развитие
внимания"Я
фотоаппарат"
Оборудование: набор разных предметов (5-8 предметов) Ребёнку
предлагают
представить
себя
фотоаппаратом,
который
может
сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т. д. Например,
ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все
предметы, находящиеся на столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все,
что ему удалось запомнить.
2. Игра для развития воображения"Пантомима".
Эта игра предназначена для развития воображения и творческих
способностей.
Попросите ребенка изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо
предмет (поезд, машину, чайник, самолет) или какое-нибудь действие
(умывание, расчесывание, рисование, плавание).
Можно ли по мимике догадаться о чувствах человека?
3. Упражнение на моторику "Закончи узор" Предлагается закончить узор
начатый ведущим.
4 .Игра на развитие воображение «Камешки на берегу». Используется
большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10
камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство, с каким – либо
предметом, животным, человеком. Воспитатель рассказывает: «По этому
берегу прошел волшебник и все, что было на его пути , превратил в
камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый
камешек, на кого или на что он похож.» Далее предложить детям придумать
историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним
произошло? И т.д.
5. Графическая работа в тетради
6. Рефлексия
11 занятие «Облачное настроение».
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1человек

Ход занятия
1.Приветствие.
2. Релаксация “Облака” Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите
на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые,
большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно,
вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и
плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши
ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки легкие. все ваше тело становится лёгким,
как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к
самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на
этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное
облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам
хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило
вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три»
откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.
3. Графический диктант. Напиши и продолжи… 1) Одна клетка вниз.2)
Одна клетка вправо.3) Одна клетка вверх.4) Одна клетка вправо.5) Одна
клетка вниз.6) Одна клетка вправо.7) Одна клетка вверх.
4. Графическая работа в тетради.
5. Рефлексия
12 занятие «Забавные слова».
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1человек
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Игра на развитие мышления"Подбери слово"
К указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как
в предыдущей
паре), и подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка – часы, колесо - ? Стрелка – это часть часов, значит к слову
«колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо – часть машины.
Вместо машины можно назвать и другие слова: тачка, велосипед, коляска. У
всех этих предметов есть колесо.
3. Игра
для
развития
памяти
«Кто
наблюдательнее?» Предложить посмотреть на какой-либо предмет,
запомнить его, отвернуться и подробно описать.(несколько раз)
4.Упражнениена моторику «Стол" У стола четыре ножки, Сверху крышка,
как ладошка. Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.
Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение
рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать
попеременно на счёт «Раз!».(несколько раз)
5. Упражнение на моторику "Лодочка "Лодочка плывёт по речке,
Оставляя на воде колечки. Обе ладони поставлены на ребро, большие
пальцы прижаты к ладоням (как ковшик), (несколько раз)
6. Графическая работа в тетради.
7. Рефлексия

13 занятие «Графика чувств».
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1человек
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Игра на развитие восприятия «Вкус и запах».
Задание 1. Представь лимон.
Каков он на вкус?
Вспомни, как пахнет лимон. Расскажи об этом.
Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?
Задание 2. Нарисуй лимон.
Задание 3. Представь апельсин.
Каков он на вкус?
Вспомни, как пахнет апельсин. Расскажи об этом.
Какого цвета апельсин?
Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?
Задание 4. Нарисуй апельсин.
Задание 5. Расскажи, чем отличается апельсин от лимона. Чем они похожи?
3. Упражнение Графический диктант
Ход игры: Психолог предлагает ребёнку внимательно послушать и
запомнить задание, а затем выполнить это задание на бумаге:
1.Три клетки вправо.2) Одна клетка вниз. 3) Одна клетка вправо.4) Одна
клетка вверх. 5) Три клетки вправо. 6) Одна клетка вниз. 7) Одна клетка
вправо.8)Одна клетка вверх.
Можем ли мы так же четко обьяснить, что хотим от человека? Как к
нему относимся? Какие эмоции он у нас вызывает?
4. Упражнение на развитие внимания «Запомни и нарисуй»
Оборудование: карточки с заданиями (например, нарисуй 5 бусинок так,
чтобы средняя бусинка была красного цвета, последняя – синего).
Постепенно задания усложняются (например, нарисуй 5 квадратов так,
чтобы четвёртый квадрат был зелёного цвета, а средний – самый
маленький). Лист бумаги (А-4), цветные карандаши.
5. Графическая работа в тетради.
6. Рефлексия
14 занятие «Перевертыши».
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1человек
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Упражнение на развитие мышления и памяти» Что здесь лишнее?

Почему?"- таракан, муха, муравей, оса, жук, комар, самолет;- тарелка,
будильник, стакан, молочник, кружка;- лиса, заяц, медведь, пчела;машинка, пирамидка, юла, слива, мишка.
3. Игра
на
развитие
памяти
«Как
это
можно
использовать?» Перевертыши. Найти наиболее большее число вариантов
использования какого предмета. Например, вы называете слово «карандаш»,
а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет. Ребенок
называет такие варианты: Рисовать
Писать ,Использовать
как
палочку, Указка ,Градусник для куклы и т.д.
4. Упражнение
на
развитие
мышления
«Собираем
бусы»
Оборудование: карточка, на которой нарисованы бусы из геометрических
фигур.
Ребёнку предлагают запомнить форму и расположение бусинок, а затем
нарисовать бусы по памяти.
5. Графическая работа в тетради.
6.Рефлексия
15 занятие «Смекалочка».
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1человек
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Упражнение на развитие мышления и памяти» Что здесь лишнее?
Почему?"- таракан, муха, муравей, оса, жук, комар, самолет;- тарелка,
будильник, стакан, молочник, кружка;- лиса, заяц, медведь, пчела;машинка, пирамидка, юла, слива, мишка.
3. Игра на развитие памяти «Как это можно использовать?» Найти
наиболее большее число вариантов использования какого предмета.
Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как
можно использовать этот предмет. Ребенок
называет
такие
варианты: Рисовать Писать ,Использовать как палочку, Указка
,Градусник для куклы и т.д.
4. Упражнение
на
развитие
мышления
«Собираем
бусы»
Оборудование: карточка, на которой нарисованы бусы из геометрических
фигур.
Ребёнку предлагают запомнить форму и расположение бусинок, а затем
нарисовать бусы по памяти.
5. Графическая работа в тетради.
6. Рефлексия
16 занятие «Помечтаем».
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1человек
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Упражнение на развитие вербального (словесного) воображения,
связной речи.
"Попробуй представить, что будет, если... Например, представь себе, что

кошки научились говорить! Или открыли детский сад для собачек" и т. д.
3.Упражнение на развитие восприятия и воображения «Дорисуй
фигуры»
Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные
геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка
дорисовать их. После этого пусть ребенок назовет фигуры.
4.Упражнения на развитие тонкой моторики.
1.Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в
кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.2.Руку плотно положить на
стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный,
большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.
5. Графическая работа в тетради.
6.Рефлексия
17 занятие «Разговор с руками».
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1человек
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Игра на развитие мышления, моторики и воображения, словарного
запаса"Разговор с руками".
Обвести на листе силуэт ладоней. Затем предложить ребенку «оживить»
ладошки – нарисовать им глазки, ротик, шляпы, причёски. Можно
раскрасить определенным цветом каждый пальчик. После выполнения этой
работы можно начать беседу с пальчиками, спросить: «Как вас зовут?»
(может ребёнок придумает свои имена пальчикам), «Что вы любите
делать?», «Чего вы не любите?», «Какие вы?». При этом необходимо
подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислить
что), но иногда не слушаются своего хозяина.
3. Игра на восприятие и развитие кругозора «Поиграем в снежки».
Представь снег. Вспомни, какого он цвета? Всегда ли снег можно назвать
белым? Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться. Представь, что
ты делаешь снежки. Что ты чувствуешь? Расскажи.
4. Упражнение на развитие скорости мышления: "Оканчивание слов"
Предложите ребёнку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово,
произнося первый слог, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!
По...", - так вы начинаете игру. Всего предлагается 10 слогов: 1) ра, 2) ма, 3)
за, 4) ску, 5) му, 6) до, 7) ос, 8) ска, 9) ку, 10) ла. 3.Упражнения на развитие
тонкой моторики 1.Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных
направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем - двумя руками
одновременно.2.Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно
сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный.
Выполнять поочередно каждой рукой
5. Графическая работа в тетради.
6. Рефлексия
18 занятие «Забавные слова».

Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1человек
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Игра "Месяц зимы"
Сентябрь, ноябрь, март, январь, июль.
Правильно называет – хлопаю в ладоши. Не правильно- топаю ногами.
3. Игра» Наоборот скажи-ка!"
Психолог предлагает закончить предложение одним из слов, данных в
скобках, и повторить полученную фразу целиком.
.Моряк увидел далекий остров, так взял в руки (лупу, бинокль, очки).
.Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить).
.Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде
была (старая, грязная, узкая).
Машина не смогла двигаться дальше, так как у неё сломалось (зеркало,
багажник, руль).
Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни,
крошки).
Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую,
деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.
4. Упражнения для моторики: Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы,
медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. Руку
плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы:
средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять
поочередно каждой рукой. Выпрямить кисть и поочередно присоединять
безымянный палец к мизинцу, средний - к указательному.
5. Графическая работа в тетради.
6.Рефлексия
19 занятие «Прятки».
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1человек
Ход занятия
1.Приветствие.
2. Игра на мышление «Что где находится?»
Развить у ребенка умение различать положения верх и низ, внутри и
снаружи, справа и слева, посередине.
Оборудование: сюжетные картинки, на которых предметы занимают
необходимое для ответа на вопрос положение.
Описание. Взрослый показывает ребенку картинку и задает
соответствующий вопрос: «Покажи (назови) сначала того, кто находится
внизу, затем того, кто вверху. Назови того, кто находится посередине,
что лежит внутри, что снаружи; предмет, находящийся справа - слева».
Ребенок должен показать (или назвать) предмет в нужном положении.

3. Упражнение на развитие гибкости ума и словарного запаса.
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какоелибо понятие
4. Дидактическая игра "Найди пару".
5. Упражнения на развитие двигательной памяти1) Вспомни, как прыгает
щенок за косточкой. Покажи!2) Покажи машину, которая вынуждена
затормозить у светофора.3) Каким движением полицейский останавливает
автомобиль? Покажи.4) Покажи, как бабушка поправляет очки.5) Как кошка
нежится на солнышке? Покажи
6. Графическая работа в тетради.
7. Рефлексия.
20 занятие «Внимательный Филин».
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1человек
Ход занятия
1.Приветствие.
2. Игра на скорость мышления «Внимательный филин»
Представь, что ты старый мудрый филин. Ты сразу замечаешь все ошибки на
лету. А маленькие птенцы, настолько еще глупы, что не могут говорить без
ошибок!
Взрослый читает предложения, в которых допущены ошибки. Ребенок
должен их заметить и произнести предложение правильно. Например:
«Собака кормит девочку»; «Мяч играет с Катей»; «Мама несет в воде ведро»;
«Велосипед едет на мальчике»; «Света рисует картинкой карандаш»
3. Игра на внимание «Самый зоркий»Ребенку показываются картинки на
несколько секунд. Затем картинки прячут. Надо перечислить предметы,
которые запомнил.
4. «Разрезные картинки» Предлагается из разрезанных кусочков сложить
одну картинку.
4. Дидактическая игра "Найди пару".
5. Графическая работа в тетради.
6.Рефлексия.
IV Методическое обеспечение программы.
В программу включены игры, из программы «Приключения будущих
первоклассников», (автор Н.Ю.Куражева).
В программу включены занятия из общеобразовательной программы
дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой)
Тематические карточки, плакаты, карандаши, краски, книги,
пластилин, клей, цветная бумага. Различные развивающие пособия, на
развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, речи,
смекалки, фантазии, мелкой моторики и сенсорики.
Используемые методы:
-Метод наблюдения

-АРТ терапия, игровая терапия, сказкотерапия.
-Техника релаксационного треннинга.

V Используемая литература
1. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной
недостаточностью. \Баряева Л.Б. Гаврилушкина О.П. Зарин А.П.
СПб.,2001г.\
2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного
возраста \Под ред.А.Е.Стребеловой М.,1998
3. Программа коррекционно-развивающих занятий \В.Л. Шарохина,
Л.И.Катаева 2009г)
4. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников \О.В
Хухлаева, О.Е.Хухлаева, И.М.Первушина 2010\
5. Практический психолог в детском саду\А.Н.Варакс, М.Ф.Гуторова
2014\
6. Психологическая помощь дошкольникам \Т.Н.Волковская\


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».