психо-коррекцион. программа Солнышко (2)

I.

Пояснительная записка

1.
Направленность дополнительной образовательной программы
Постепенное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в
коллектив сверстников с помощью взрослого требует от педагога новых
психологических установок на формирование умения взаимодействовать в едином
детском коллективе. Такой ребенок может реализовать свой потенциал лишь при
условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и
обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и
особых образовательных потребностей, заданных характером его психического
развития.
Индивидуальная адаптированная образовательная программа ДОУ «Детский сад №
95 «Рябинушка» для ребенка с ОВЗ (синдром Дауна) (далее - Программа)
разработана на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих
функционирование системы дошкольного и коррекционного образования в
Российской Федерации:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Программа предусмотрена для освоения ребенком с синдромом Дауна в возрасте
7-8 ми лет образовательных отношений в общеразвивающей группе сверстников.
Программа разработана на основе базовых специальных коррекционных
программ:
программа
дошкольных
образовательных
учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционноразвивающее обучение и воспитание» / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.
«Обучение и развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста
«Ступеньки»/ А.Е. Иванова, О.Ю. Кравец. «Ранняя педагогическая помощь детям с
отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» / М. Питерси, Р. Трилор.
Данная программа предполагает целый комплекс социально-профилактических
мер, которые направлены на оздоровление условий школьного воспитания, так и на
индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности ребёнка, также
мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников. При
этом работа опирается на такой вид устного народного творчества, как сказки,
притчи.
Задачей
педагога-психолога
является
подробный
анализ
любого
психодиагностического материала с целью выявления проблемных зон, имеющих
отношение к эмоциональным, поведенческим, личностным и другим нарушениям,
так как данные нарушения являются маркерами социально-опасного положения.
2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Психологическая коррекция включает в себя четыре основных компонента:
психокоррекцию, коррекцию агрессивного и разрушительного поведения, развитие
самосознания, общения, формирование социальных навыков и социальной
активности .
Специфика коррекционно-развивающий работы с детьми с синдромом Дауна
заключается в том, что эти дети находятся в остром эмоциональном состоянии. Их
поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем эмоциональной и
сенсорной деривации, высоким уровнем тревоги и страхов (страхи несоответствия,

одиночества, и др.), высоким уровнем чувства отверженности и обиды. Отсюда неадекватная самооценка, негативное самоотношение, рассогласованность образов
"Я". Без снятия острого эмоционального состояния и реабилитации "Я"
невозможно провести коррекцию поведения.
Педагогическая целесообразность программы объясняется необходимостью
через труд, искусство, игру и сказку способствовать развитию ребёнка. Кроме того,
эта программа построена так, что ребёнок очень быстро наблюдает свою
собственную значимость и принадлежность к группе, учится принимать
правильные решения в тех или иных ситуациях. Ситуация успеха стимулирует в
ребёнке развитие способностей и уверенности в себе.
3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цели программы
Основными целями коррекционно-развивающей работы с ребенком с
синдромом Дауна являются: создание условий для развития эмоционального,
социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его
позитивных личностных качеств.
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- стимулировать общее развитие ребенка;
- преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных
отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом;
- повышение уровня самостоятельности ребенка, развитие социальнокоммуникативной сферы;
- развитие познавательной, эмоциональной сферы, общей моторики ребенка;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителям.
Задачи программы
- формировать представления о частях собственного тела;
- формировать общение взрослого с ребенком, способов взаимодействия с людьми
и предметами окружающей действительности;
- формировать адекватное поведение и самостоятельность;
- формирование нравственных ориентиров в деятельности и поведении ребенка,
воспитание положительных качеств личности;
- расширение объема понимания обращенной речи;
- использование в общении вербальных и невербальных средств:
сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью
предметных действий, использование жестов и звуков.
- расширение и обогащение лексического запаса.
- формирование у ребенка способов ориентировки в окружающей
действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная
ориентировка);
- формирование системы знаний и обобщенных представлений об окружающей
действительности, развитие их познавательной активности;
- формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого
возрастного периода с учетом индивидуальных особенностей.

4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной

программы от уже существующих образовательных программ
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже
существующих в этой области заключается в том, что занятия проводятся, как игра,
фантазия, мастерская с применением широкого комплекса различного
дополнительного материала: сказки, притчи, плакаты, рисунки. Некоторые занятия
проходят с коврографом Воскобовича, открывающий огромный простор для
развития ребенка. Это игровое поле из ковролина, с различными развивающими
элементами в комплекте (разноцветные веревочки, геометрические фигуры
различных цветов и размеров, кармашки, липучки, разборная елочка).
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на
овладение основами жизненных ценностей человека, и при этом - на приобщение
ребенка к активной познавательной и творческой работе. Индивидуальные занятия
способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка,
раскрытию личностных способностей, решению задач трудового, нравственного и
эстетического воспитания.
Программа уникальна как по предлагаемому содержанию, так и по формам и
методам реализации.
5. Возраст

детей, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы
Программа рассчитана для работы с детьми с синдромом Дауна 7-8 лет.
6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы
(продолжительность образовательного процесса, этапы).
Реализация программы рассчитана на 1 год обучения. За год происходит и
первичное знакомство с психологом, и приобретение основных навыков общения,
разрешения поставленных ситуативных задач. Таким образом, идёт базовая
подготовка для использования этих жизненных навыков и знаний в будущем.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 год, в течение 2022 - 2023 года.
7. Формы и режим занятий
Условия проведения:
В раннем детском возрасте очень эффективно обучение через игру, рассказфантазию, ситуативных задач. При этом, одним из главных условий успеха
обучения детей и развития их как личности, является индивидуальный подход к
каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он
предполагает сочетание коллективных и индивидуальных форм организации на
занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования
опыта общения и чувства коллективизма.
Занятия проводятся индивидуально, в отдельном кабинете. Занятия могут
проводиться под музыкальное сопровождение, что способствует расслаблению,
включенности в работу, снятию психологических барьеров, мышечнодвигательных зажимов, повышению настроения.
Поручение или задание, которое дается ребенку, должно соответствовать его
возможностям. Задания выбираются в зависимости от индивидуальных

способностей ребенка. Нельзя предлагать выполнить слишком сложные,
непосильные занятия, заранее обрекать ребенка на неуспех, а следовательно, на
снижение самооценки, на неудовлетворенность собой. Занятия чередуются (по
желанию ребенка) с АРТ занятиями.
Формы работы:
- просветительская работа
-психокоррекционная работа
- консультации;
Режим занятий:
8 раз в месяц
Продолжительность занятий: 20-25 мин.
8. Ожидаемые результаты реализации программы.
1.
Сформируется позитивное отношение к самим себе и
окружающему
миру в прошлом, настоящем, будущем.
2.
Произойдет формирование ценностей, направленности на здоровый образ
жизни.
3.
Разовьются навыки адекватного взаимодействия с окружающими.
4.
Обучатся навыкам адекватного реагирования в конфликтных ситуациях.
5.
Повысится способность к эмоциональной и поведенческой саморегуляции,
сотрудничеству,
адекватному
проявлению
активности,
инициативе
и
самостоятельности
6.
Эмоционально-положительно реагировать на общение с близкими
родственниками, знакомыми детьми и взрослыми;
7.
Здороваться при встрече и прощаться при расставании, благодарить за
услугу;
8.
Называть свое имя, отдельные слова;
9.
Называть имена некоторых сверстников по группе;
10.
Называть воспитателя по имени и отчеству;
11.
Идентифицировать себя по полу (девочка, мальчик);
12.
Выражать словом свои основные потребности и желания;
13.
Выполнять предметно-игровые и предметно-орудийные действия: держать
ложку, пить из чашки, действовать совком или лопаткой, возить машину,
нагружать в машину кубики, кормить куклу, переносить стул и ставить его на
определенное место, проводить линии карандашом, мелом, краской, фломастером;
14.
Адекватно вести себя в привычных ситуациях;
15.
Проявлять доброжелательность и внимание к близким взрослым и
сверстникам;
16.
Выражать свое сочувствие (пожалеть, помочь);
17.
обращаться к сверстнику с простыми предложением, просьбой,
пожеланием;
18. Играть любимыми игрушками и занятиями; конструктор, лепка, рисование,
аппликация.

9.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
образовательной программы (выставки, соревнования и т.д.).
В конце учебного года проводится итоговое АРТ занятие. Коллективное
обсуждения достигнутого результата в группе ребенка, поощрение.
II.

Учебно-тематический план.

Выбор упражнений для тренинга:

предлагаются сначала легкие, затем более сложные упражнения, в
зависимости от ребенка;

после каждого упражнения обязательно следует обсуждение,
обмен
мнениями, чувствами, впечатлениями;
.от предлагаемых упражнений ребенок
должен получать только
положительные эмоции
Познавательное развитие
В дошкольном возрасте совершенствуются и качественно изменяются
способы ориентировки ребенка в окружающей действительности; возникают новые
средства ориентировки; содержательно обогащаются представления и знания
ребенка о мире; начинает складываться целостная система отношений и знаний, в
которой объединяются ценностно значимые ориентиры деятельности ребенка и
понимание смысла этой деятельности самим ребенком.
Учить ребенка соотносить действия, изображенные на картинке, с
реальными действиями; изображать действия по картинкам.
Формировать у ребенка целостный образ предметов: учить самостоятельно
складывать разрезные картинки из четырех частей с разной конфигурацией разреза.
Учить ребенка соотносить плоскостную и объемную формы: выбирать
объемные формы по плоскостному образцу, плоскостные формы по объемному
образцу.
Развивать у ребенка восприятие и память: вести отсроченный выбор
предметов, различных по форме, цвету и величине, с использованием образца
(отсрочка по времени 10 с).
Учить ребенка производить сравнение предметов по форме и величине,
проверяя правильность выбора практическим примериванием.
Учить ребенка вычленять цвет (форму, величину) как признак, отвлекаясь от
назначения предмета и других признаков.
Познакомить ребенка с пространственными отношениями между
предметами: высокий - низкий, выше - ниже; близко - далеко, ближе - дальше.
Учить ребенка воспроизводить пространственные отношения по словесной
инструкции.
Учить ребенка опознавать предметы по описанию, с опорой на
определяющий признак (цвет, форма, величина).
Учить ребенка изображать целый предмет с опорой на разрезные картинки
(составление целого из частей в представлении).
Развивать у ребенка координацию руки и глаза в процессе обучения
способам обследования предметов: зрительно-тактильно - ощупывать, зрительнодвигательно - обводить по контуру.
1.

Учить ребенка передавать форму и величину предметов в лепке после
зрительно-тактильного обследования.
Учить ребенка воспринимать, различать бытовые шумы, шумы явлений
природы (сигнал машины, звонок телефона, дверной звонок; шум пылесоса, шум
двигателя, шум стиральной машины; шум ветра, журчание воды, шуршание
опавших листьев; шум воды, капающей из крана, шум водопада, шум дождя).
Формировать
представления
ребенка
о
звуках
окружающей
действительности.
Продолжать развивать вкусовую чувствительность и формировать
представления о разных вкусовых качествах.
2. Сенсорное развитие
Развитие слухового восприятия и внимания.
Работа по развитию слухового восприятия у ребенка проводится в
соответствии с этапами становления функций слухового анализатора в онтогенезе.
Сначала у ребенка развивают ориентировку на слуховые раздражители, затем
проводят работу по различению звуковых характеристик предметов или явлений.
Материал по развитию слухового восприятия и внимания представлен в
программе в следующей последовательности:
А: развитие слухового внимания, подражания, формирование целостного
образа предметов;
Б: восприятие звуковых характеристик предметов и явлений (тихо — громко,
близко — далеко,
быстро — медленно, долго — кратко);
В: опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам;
Г: дифференциация предметов и явлений по звуковым характеристикам;
Д: восприятие пространственного местоположения звучащего предмета и
ориентировка в
пространстве знакомого помещения;
Е: формирование представлений о воспринятом.
1 А: Учить ребенка при сопоставлении предметов находить разницу в деталях
(отсутствие банта у куклы, наличие обуви и пр.)
Учить ребенка запоминанию изображений (использовать лото: начинать с выбора из
двух картинок, затем из четырех. Отсрочка между предъявлением образца и ответом
ребенка равна 10 с)
Учить ребенка самостоятельно складывать разрезные картинки из трех-четырех
частей с разной конфигурацией разреза.
Учить ребенка запоминать местонахождение спрятанных предметов.
Б: Учить ребенка проталкивать шары и кубы в прорези коробки, предварительно
указав, в какое отверстие нужно опустить предмет
В: Учить ребенка складывать пирамиду из 6—7 колец по инструкции «Бери каждый
раз самое большое кольцо», используя для определения величины прикладывание
колец друг к другу (повтор инструкции только по мере надобности)
Учить ребенка складывать пятиместную матрешку, пользуясь зрительным
соотнесением или примериванием частей матрешки.
Учить соотносить части предметов по величине на новой, незнакомой игрушке.
Знакомить с понятиями «длинный — короткий»

Г: Знакомить ребенка с новыми названиями цветов.
Учить детей находить знакомые цвета в окружающей обстановке
Д: Учить ребенка воспроизводить пространственные отношения справа — слева по
подражанию и по образцу.
Знакомить ребенка со словесным обозначением пространственных отношений справа
— слева.
Знакомить ребенка с понятиями «далеко — близко».
Е: Ввести в активный словарь ребенка названия свойств и отношений предметов, с
которыми они познакомились на первом году обучения: красный, желтый; круглый;
большой, маленький, самый большой; внизу, наверху.
Ввести в пассивный словарь ребенка названия свойств и отношений, с которыми они
познакомились на втором году обучения: синий, зеленый, белый; овал, шар; больше,
меньше; высокий, низкий; выше, ниже; на, под, вопрос «где?».
2 А: Учить ребенка самостоятельно складывать разрезные картинки из четырех частей
с разной конфигурацией разреза.
Учить ребенка дополнять целое с опорой на контур изображения и без контура (лотовкладки и др.)
Продолжать учить ребенка складывать фигуры из частей (отдельные детали фигуры,
элементы конструктора, разборные куклы, разборные машины, домики, самолеты);
изображать собранные фигуры в рисунке.
Б: Учить ребенка использовать различение форм в их деятельности: чередовать.
формы в аппликации; использовать форму в качестве сигнала при проведении
дидактической игры «Гараж». Знакомить с различением форм в процессе
практической деятельности (игры «Что катится, что не катится?», «Что стоит, что
падает?»)
В: Продолжить знакомство ребенка с определением величины (высокий — низкий)
на примере роста ребенка и взрослых, определяя высоту деревьев и других узких
протяженных объектов.
Знакомить с относительностью величины, с определениями «больше — меньше»,
«длиннее — короче».
Учить ребенка использовать величину в играх с дидактическими игрушками из пяти
частей (пирамиды, кубы-вкладки и др., каждый раз предлагая новые объекты,
приучая использовать усвоенный принцип).
Учить ребенка использовать в аппликации и конструировании по образцу и по слову
представления о величине предметов (большой — маленький дом, высокое — низкое
дерево)
Г: Закрепить использование ребенка знакомых цветов в изобразительной
деятельности.
Включить использование цвета в игровую деятельность ребенка: использовать цвет в
качестве сигнала к действию.
Д: Учить ребенка воспроизводить пространственные отношения по словесной
инструкции: «Поставь коробку на шкаф», «Поставь красный кубик на зеленый»,
«Положи мяч под стол» и т. п.
Продолжать учить ребенка воспроизводить пространственные отношения между
элементами при конструировании по образцу и словесной инструкции (внизу, вверху)
Учить ребенка ориентироваться в помещении (игры «Где мяч?»и т. п.). Ребенок
находит предметы, кратчайший путь до указанного места комнаты; преодолевают
препятствия.

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха
1 А: Продолжать знакомить ребенка с бытовыми шумами (шум шагов, шуршание
листьев, звук рвущейся бумаги) и звуками явлений природы (шум дождя, шум
бегущей воды — ручей, морской прибой; завывание ветра, пение птиц)
В: Учить ребенка дифференцировать бытовые шумы (шум шагов взрослого
человека и ребенка, звук рвущейся бумаги и скрип открываемой двери, пение
птиц и журчание ручейка, шум ветра и звук морского прибоя)
Е: Формировать у ребенка целостный образ предмета, опираясь на его звуковые
характеристики (в продуктивных видах деятельности и в игре): «Нарисуй, на
чем я играю», «Выбери и приклей картинку животного, которое говорит «мяумяу»
В, Г: Учить ребенка находить заданные словосочетания в предложенной фразе:
«Хлопни в ладоши, когда услышишь слова «красный шарик», «песенки поет» и
т. д.
Г: Учить ребенка дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре: дом
— кот, удочка — дудочка, мишка — книжка
2 Г: Продолжать учить ребенка дифференцировать бытовые шумы и природные
явления по звуковым характеристикам (шум дождя и звук морского прибоя,
пение птиц и шум ветра, звук работающего пылесоса и звук стиральной
машины.)
Д: Учить ребенка определять направление звука и его источник без опоры на
зрительный анализатор.
В: Учить детей воспроизводить заданные ритмы (2—3) и дифференцировать их
между собой на слух.
Е: Формировать у детей адекватные формы поведения, опираясь на образ
предмета или явления с учетом его звуковых характеристик (на звучание
дверного звонка спросить, кто пришел; закрыть кран с капающей водой;
закрыть форточку на звучание грома и сильные порывы ветра; остановиться на
сигнал автомобиля; ответить на звонок телефона).
Г: Учить детей дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре и
звучанию: дом — ком, удочка — уточка, мишка — миска, бабушка — бабочка.
3. Тактильно-двигательное восприятие

Учить ребенка дифференцировать предметы на ошупь, разные по форме
(выбор из трех).
Развивать у ребенка координацию руки и глаза, формировать у ребенка
способы обследования предметов: зрительно-тактильный (ощупывать) и зрительнодвигательный (обводить по контуру)
Учить ребенка передавать в лепке величину предметов и их частей после
зрительно-тактильного обследования.
Учить ребенка дифференцировать предметы на ошупь, разные по величине
(выбор из трех).
Учить ребенка выбирать предметы на ошупь по словесному описанию
признаков этого предмета педагогом (предмет не называть).
Учить ребенка группировать предметы по кинестетически воспринимаемому
признаку: по материалу (деревянный — железный), по качеству поверхности
(гладкий — шероховатый).

Формировать у ребенка представления о различных качествах и свойствах
поверхности предметов.
4. Формирование мышления
Учить ребенка решать задачи наглядно-образного плана.
Формировать у ребенка целостное восприятие ситуаций, изображенных на
картинках, с опорой на свой реальный практический опыт.
Учить ребенка устанавливать причинно-следственные связи и зависимости
между объектами и явлениями, изображенными на картинках.
Формировать у ребенка умение выполнять операции сравнения и обобщения.
Учить ребенка определять предполагаемую причину явления, подбирая
соответствующую картинку (например, к картинке «Флажок без древка» —
картинку «Мальчик сломал флажок», к картинке «Разбитая чашка» — картинку
«Девочка уронила чашку», к картинке «Девочка плачет» — картинку «Девочка
упала»), сделав выбор из двух-трех картинок.
Учить ребенка словесно определять последовательность событий,
употребляя слова сначала, потом, после раскладывания картинок по порядку
событий
Ребенок должен научиться:
иметь представления о предметах-орудиях, их свойствах и качествах, роли в
деятельности людей;
воспринимать целостные сюжеты (ситуацию), изображенные на картинках, с
опорой на свой реальный опыт, устанавливая причинно-следственные связи и
зависимости между объектами и явлениями
5. Формирование элементарных количественных представлений
Работа с ребенком по формированию количественных представлений
начинается с заданий на подбор и объединение предметов по определенному
признаку — с самого начального этапа развития представлений о множестве.
Ребенка также учат выделять 1, 2 и много предметов из группы; различать
дискретные и непрерывные множества по количеству: 1, 2, много, мало, пустой,
полный. Далее, учат сравнивать множества по количеству: больше, меньше,
поровну; преобразовывать множества, уменьшая, увеличивая или уравнивая их
количество; учат пересчету предметов. Затем у воспитанника формируют
простейшие измерительные навыки: учат измерять, отмеривать, сравнивать
непрерывные множества, пользуясь условными мерками.
Формировать количественные представления с учетом ведущих видов
деятельности
ребенка
старшего
дошкольного
возраста
(игровой
и
изобразительной). На занятиях по математике использовать элементы рисования и
сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием.
Продолжать формировать мыслительную деятельность.
Учить анализировать, классифицировать, обобщать, рассуждать, устанавливать
причинно-следственные связи и отношения.
Развивать наглядно-образное мышление.
Расширять активный словарь ребенка, связанный с математическими
представлениями.

Переходить на новый этап выполнения умственных действий: проговаривание
действия в речи до его выполнения (практические действия служат способом
проверки). Формировать планирующую функцию речи.
Учить ребенка осуществлять счет и различные операции с множествами (пересчет,
сравнение, преобразование и др.) в пределах четырех и пяти; решать
арифметические задачи на наглядном материале в пределах пяти, по
представлению и отвлеченно в пределах четырех.
Формировать простейшие измерительные навыки: учить измерять, отмерять и
сравнивать протяженные, сыпучие и жидкие тела с помощью условной мерки.
Учить выделять 4 предмета из группы по подражанию, по образцу, по слову;
соотносить
количество
предметов
с
количеством
пальцев.
Учить соотносить две группы предметов по количеству в пределах четырех без
пересчета
(столько
...,
сколько
...)
Учить пересчитывать предметы в пределах четырех; осуществлять пересчет
однородных предметов, расположенных в ряд, при разном их расположении, а
также
предметов,
различных
по
назначению,
цвету,
размеру.
Учить определять количество предметов, изображенных на картинках, в пределах
трех,
четырех
при
одинаковом
и
разном
расположении.
Продолжать учить сравнивать по количеству две группы предметов, сравнивать по
количеству протяженные, жидкие и сыпучие тела, используя практические
способы
сравнения
(приложение,
переливание и
т.
п.) пересчет.
Упражнять в преобразовании множеств предметов (без счета и на основе
счета), используя разные способы преобразования; преобразование непрерывных
множеств: из неравных делать равные и наоборот (досыпая, доливая или убавляя
некоторое
количество)
Продолжать формировать представления о сохранении количества (количество
предметов не зависит от цвета, величины и пространственного расположения;
определенное количество жидких и сыпучих тел не меняется независимо от объема
сосудов), использовать прием приложения и счет как способы проверки.
Учить
решать
задачи
нахождения
суммы.
Учить выполнять операции объединения и разъединения в пределах четырех.
Упражнять ребенка в счете элементов множеств, воспринимаемых на слух (звуки),
на ощупь (предметы), движений; сопоставлять по количеству предметы и звуки,
предметы и движения, звуки и движения в пределах четырех.
Учить ребенка выделять 4 предметов из множества по подражанию и образцу,
соотносить количество предметов с количеством пальцев в пределах пяти.
Сравнивать по количеству две группы предметов, находящихся на расстоянии,
и группы предметов, изображенных на картинках, на основе пересчета;
использовать различные способы проверки.
Учить ребенка измерять протяженные, жидкие и сыпучие тела, пользуясь условной
меркой; определять, сколько стаканов воды в лейке, ложек риса в тарелке; измерять
длину или ширину стола с помощью бруска и т. п.
Упражнять
ребенка
в
преобразовании
множеств
предметов.
Учить осуществлять счет в обратном порядке от
трех,
четырех.
Учить решать арифметические задачи на нахождение суммы и остатка в пределах
трех,
четырех.
Учить ребенка
выделять
4
предметов
из
множеств
по
слову.
Учить
пересчитывать
предметы
в
пределах
пяти.

Упражнять ребенка в счете элементов множеств, воспринимаемых на слух (звуки),
на ощупь (предметы), движений; сопоставлять по количеству предметы и звуки,
предметы
и
движения,
звуки
и
движения
в
пределах
пяти.
Учить ребенка определять количество предметов, изображенных на картинках, в
пределах
пяти.
Учить ребенка осуществлять счет в обратном порядке
от
пяти.
Упражнять ребенка в измерении протяженных, жидких и сыпучих тел, используя
условную
мерку
(брусок,
ложка,
стакан
и
др.)
Учить отмерять условной меркой заданное количество: «Насыпь 3 ложки риса»,
«Налей 2 стаканчика воды», «Отмерь 2 бруска на линии».
Учить сравнивать величины с помощью условной мерки.
6. Ознакомление с окружающим миром
Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в
умственном развитии лишь в том случае, когда ребенок получают не отдельные
знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний,
отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.
Формировать у ребенка обобщенное представление о человеке тело, внутренние
органы, чувства, мысли).
Учить ребенка дифференцировать предметы и явления живой и неживой природы.
Учить ребенка соотносить явления окружающей действительности и
деятельность человека.
Формировать у ребенка обобщенные представления о характерных
признаках групп и категорий предметов.
Формировать у ребенка обобщенные представления о явлениях природы.
Учить ребенка пользоваться в активной речи словесными характеристиками и
определениями, обозначающими качественное своеобразие изученных групп
предметов.
Формировать у ребенка временные представления (времена года: лето,
осень, зима, весна; время суток: ночь, день).
Учить ребенка расширять и дополнять выделяемые группы предметов
однородными предметами на основе наблюдений, практического опыта действия с
предметами, применяя имеющиеся знания и представления.
Закреплять представления ребенка о своем возрасте; учить отвечать на
вопрос:
«Сколько
тебе
лет?»
Уточнять и закреплять в речи ребенка названия частей тела и лица (лоб,
губы, щеки, подбородок, локоть, колено); учить ребенка показывать части тела и
лица у себя, у своих сверстников и у игрушек в процессе дидактических игр.
Расширять представления ребенка о кухне, закрепляя представления о
посуде.
Закреплять у ребенка представления о домашних животных: собаке, кошке,
лошади, корове, козе; о домашних птицах: курице, утке,
петухе.
Знакомить с детенышами животных: щенком, котенком, птенчиком, цыпленком
(сформировать у детей представления о том, что собака (кошка, птица, курица) —
мама. Она большая. У нее есть щенок (котенок, птенец, цыпленок). Он маленький.
Мама-собака его кормит, играет с ним, защищает. У собаки может быть не один
щенок, а два, три).

Учить ребенка узнавать изображение- временные природные картинки в
иллюстрациях.
Продолжать учить ребенка наблюдать за изменениями объектов живой и
неживой природы. Формировать временные представления (осень, признаки осени;
лета, зимы и весны).
Знакомить
ребенка
с
разными
эмоциональными
состояниями.
Закреплять у ребенка знание всех помещений детского сада и употребление
названий
отдельных
помещений
в
речи.
Формировать у ребенка представления о цикличности жизни детей в детском
саду, о необходимости соблюдения режимных моментов, обобщая их
периодичность и повторяемость в словесном плане (утром — встают, одеваются,
завтракают; днем — играют, занимаются, отдыхают; вечером— ужинают,
принимают душ, ванну, слушают музыку, ложатся спать; ночью — спят).
Знакомить ребенка с профессиями шофера, врача и продавца.
Знакомить ребенка с разными видами бумаги
и
ее
свойствами.
Знакомить ребенка со значением предметов домашнего обихода.
Знакомить ребенка с существенными деталями некоторых предметов: у
стола — крышка, ножки; у стула — сиденье, спинка, ножки; у платья, рубашки,
пальто—рукава,воротник,пуговицы.
Закреплять и расширять у ребенка представления о животных и их
детенышах (заяц, белка, лиса, волк, еж живут в лесу; как звери спасаются зимой от
холода
и
голода).
Формировать у ребенка представления о детенышах диких животных, учить
называть
их
словом.
Формировать у ребенка представления о жизни и деятельности людей и животных
зимой.
Знакомить ребенка со свойствами воды и снега, закрепить представление о зиме.
Формировать у ребенка представления о труде взрослых: повар готовит пищу; няня
моет посуду; мама шьет, стирает; шофер водит машину;строители строят дом и т.д.
Закреплять у ребенка представления о профессиональной деятельности врача,
повара,
шофера,
продавца.
Закреплять у ребенка представления о деревьях, учить дифференцировать деревья
и
кустарники.
Учить ребенка узнавать части дерева и отдельные деревья: ель, березу, рябину,
клен.
Учить ребенка соотносить визуальный образ дерева с его реальным видом и
изображением на иллюстрации.
Знакомить ребенка с обобщающими понятиями «мебель», «овощи», «фрукты»
Учить ребенка различать животных по их основным признакам: лягушка —
зеленая, прыгает, квакает, живет в пруду; еж — серый, колючий, живет в лесу, ест
грибы
и
ягоды
и
т.
д.
Формировать у ребенка представления о том, что одни животные (заяц, медведь,
лиса, еж, волк) живут в лесу, а другие (курица, корова, петух, коза) — около
жилища
человека.
Учить ребенка различать и называть время суток:
утро,
день,
ночь.
Знакомить ребенка с транспортом, с правилами поведения на улице и в транспорте.

7. Речевое развитие
Следует иметь в виду, что у детей с синдромом Дауна: понимание речи
намного опережает развитие активной речи; зрительная память развита гораздо
лучше слуховой; социальное и эмоциональное развитие является наиболее
сохранной сферой; нарушение речи может быть усилено нарушением слуха;
сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их
запоминания; сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают
дополнительные сложности для формирования четкого звукопроизношения;
Отставание речи при отсутствии других форм общения, вторично влияет на
другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную.
Таким образом, формирование навыков невербального общения, как частичной и
временной замены устной речи, помогает во многом избежать перечисленных
проблем.
III. Содержание изучаемого курса.
Тематический план занятий
Номер
занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Тема занятия
Давай подружимся
Что я умею
Повторялки - подражалки
Умные ладошки
Ай да я!
Мир в наших руках
Действуй!
Умелые ручки
Следопыт
Всезнайка
Упражнение на Моторное развитие
Упражнение на развитие познавательной сферы
Упражнение на Ознакомление с окружающим миром
Упражнение на Развитие психических функций
Упражнение на Развитие памяти
Упражнение на Развитие мышления
Упражнение на Речевое развитие
Упражнение на Моторное развитие
Упражнения на развитие контактности и психологической активности
Упражнения на развитие контактности и психологической активности

Конспекты занятий
Занятие №1 «Давай подружимся»
1. Ритуал приветствия «Хлопотушки»
Ход упражнения: в начале занятия специалист и ребенок приветствуют друг друга
тремя хлопками, соприкасаясь ладонями и проговаривая: «Привет! Привет!
Привет»

2. Игра «Дай ручку(руку)!»

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание
контакта.
3. Игра «Фигуры»
Цель: Ознакомление детей с геометрическими фигурами (круг, овал, треугольник).
4.Игра «Делаем прическу медвежонку»
Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями
сверху вниз.
5.Игра «Кто кричит?»
Цель: учить ребенка дифференцировать звукоподражания и называть животных.
6.АРТ занятие, лепка на бумаге.
или в одной руке в зависимости от размера мяча.
7.Ритуал прощания «Спасибо нам!»
Ход упражнения: в завершении занятия специалист предлагает ребенку вспомнить
все, что они делали на занятии, с чем и во что они играли, вспоминая упражнения с
начала занятия. В знак благодарности и хорошего настроения специалист и ребенок
берутся за руки, устанавливают визуальный контакт на уровне глаз ребенка и
проговаривают вместе следующие
слова: «Мы – молодцы!!!».
Занятие № 2 «Что я умею»
Ритуал приветствия «Хлопотушки»
1.Игра «Подружились, покружились, обнялись»
Цель: закрепить чувство взаимного доверия, внести элемент новизны в общение с
взрослым, формировать элементарные представления о связи музыки и движения.
2.Игра «Почтовый ящик»
Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на форму предметов,
формировать практические способы ориентировки (метод проб).
3.Игра «Кукла заболела»
Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.
4.Игра «Кукла Катя»
Цель: учить ребенка произносить слова по подражанию, формировать понимание
слов, обозначающие действия (глаголы).
5.АРТ занятие, раскрашивание красками шаблон.
Цель: развитие мелкой моторики, активация биологически активных зон.
6.Ритуал прощания «мы - молодцы!»
Занятие № 3 «Повторялки - подражалки»
1.Ритуал приветствия «Хлопотушки»
2.Игра «Маленькие ладушки»
Цель: учить детей действовать со сверстниками, развивать чувство музыкального
ритма.
3. Игра «Контуры»
Цель: учить сличению силуэтных, изображений и соотносить их с реальными
изображениями. Развивать навыки микроориентировки.
4. Игра «Носики-курносики»
Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.
5.Игра «Голоса на ферме» (работа с книгой)
Цель: учить ребенка дифференцировать звукоподражания и называть животных.

6. АРТ занятие, апликация.
7. Ритуал прощания «Мы – молодцы!!»
Занятие № 4 «Умные ладошки»
1.Ритуал приветствия «Хлопотушки»
2.Игра «Ручки(руки)»
Цель: Формирование эмоционального и тактильного контакта со взрослым.
3.Игра «Сенсорная елочка на коврике Воскобовича»
Цель: формировать умение выделять сенсорные эталоны осязательных признаков
елочки. Учить обследовать и различать свойства предметов (гладкая –
шероховатая, мягкая –твёрдая, тёплая – холодная и т.п.) Украшение елку
геометрическими фигурками.
4. Игра «Оденемся на прогулку»
Цель: учить ребенка одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью
тела.
5. Игра «Моя семья»
Цель: формировать у ребенка интерес к речи, учить произносить слова по
подражанию.
6. Игра «Здравствуй, пальчик»
Цель: учить соединять пальцы обеих рук, ставить пальчик в указанное место.
7.Ритуал прощания «Мы – молодцы!»
Занятие № 5 «Ай да я!»
1.Ритуал приветствия «Хлопотушки»
2.Игра «Возьми шарик»
Цель:Формирование эмоционального контакта со взрослым.
3.Игра «Сделай, как я»
Цель: развитие мышления
4.Игра «Обед у кукол»
Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к
обеду.
5. Игра «Когда это бывает?»
Цель: формирование активного словаря, стимулирование речевого развития,
ознакомление с окружающим миром.
6. Игра «Кати мяч в ворота»
Цель: учить ребенка катать мяч в нужном направлении, совершенствовать навык
отталкивания при катании, развивать координацию движений рук.
7. Ритуал прощания «Мы – молодцы!»
Занятие № 6 «Мир в наших руках»
1.Ритуал приветствия «Хлопотушки»
2.Игра «Иди ко мне»
Цель: Формирование эмоционального контакта со взрослым.
3.Игра «Брось мяч в корзину»
Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на величину предметов, учить
выделять по слову - большой, маленький.
4. Игра «Дождик»
Цель: расширение кругозора ребенка, знакомство со свойствами дождя, научение
воспроизводить и создавать собственные ритмы.
5. Игра «Мир вокруг»

Цель: формирование активного словаря, стимулирование речевого развития,
ознакомление
с окружающим миром.
6.Игра «Лови мяч»
Цель: учить ребенка ловить мячи разной величины, развивать координацию
движений рук
и быстроту реакций.
7.Ритуал прощания «Мы – молодцы!»
Занятие № 7 «Действуй!»
1.Ритуал приветствия «Хлопотушки»
2.Игра «Привет! Пока!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание
контакта.
3.Игра «Выросли грибочки»
Цель: учить детей лепить предмет из двух частей, соединять две части в целое.
4.Игра «Транспорт». Коврик Воскобовича.
Цель: развитие тактильности, пространственной ориентации, координации,
формирование эмоциональной отзывчивости и поддержания визуального конткта.
5.Игра «Сосчитай!»
Цель: формирование активного словаря, стимулирование речевого развития,
ознакомление домашними животными, научение счету.
6. АРТ занятие, лепка на бумаге.
7.Ритуал прощания «Мы – молодцы!»
Занятие № 8 «Умелые ручки»
1.Ритуал приветствия «Хлопотушки»
2.Игра «Стрелочки». Коврик Воскобовича.
Цель: формирование эмоционального контакта.
3.Игра «Возьми игрушку»
Цель: знакомить ребенка с новой игрушкой, учить запоминать названия игрушек,
действовать в соответствии с их функциональным назначением
4. Игра «Похлопаем в ладоши»
Цель: учить детей подражать положительным эмоционально-тактильным и
вербальным способам взаимодействия с партнером.
5. Игра «Что для чего?» Работа по картинкам.
Цель: формирование активного словаря, стимулирование речевого развития,
развитие логического мышления
6. АРТ занятие «Каляки – маляки»
Цель: формировать у ребенка интерес к рисованию, умение узнавать в
изображении реальные предметы, учить правильно держать карандаш, рисовать на
листе.
7. Ритуал прощания «Мы – молодцы!»
Занятие № 9 «Следопыт»
1.Ритуал приветствия «Хлопотушки»
2.Игра «Ладушки».
Цель: формирование эмоционального контакта.
3.Игра «Найди по силуэту»

Цель: учить использовать эталоны формы при выделении основной формы и
формы деталей реальных предметов и изображений. Закреплять знания о цвете
реальных предметов в растительном и животном мире.
4. Игра «Это мое!»
Цель: учить ребенка выделять себя, понимать и употреблять местоимение "мое",
подражать действиям взрослого.
5. Игра «Загадки про животных»
Цель: формирование активного словаря, стимулирование речевого развития,
развитие познавательной сферы.
6. Игра «Ворона»
Цель: учить ребенка развивать содружественные движения пальчиков (по два).
7.Ритуал прощания «Мы – молодцы!»
Занятие № 10 «Всезнайка»
1.Ритуал приветствия «Хлопотушки»
2.Игра «Угадай, кто кричит»
Цель: установление контактности посредством музицирования, развитие
аудиального канала, формирования внимания.
3.АРТ занятие красками.
Цель: знакомить с красками, формировать интерес к рисованию.
4.Игра «Фигуры». Коврик Воскобовича
Цель: формирование умения действовать образцу, выполняя инструкции
специалиста, повторение фигур и цвета.
5. Игра «Корзинка с грядки»
Цель: стимулирование речевого развития, развитие умения обобщать овощи и
фрукты.
6. Игра «Рисуем клубок»
Цель: учить ребенка удерживать в пальцах карандаш (фломастер).
7.Ритуал прощания «Мы – молодцы!»
Приложение 1
Упражнения на развитие контактности и психологической активности:
памяти, мышления, познавательной сферы, ознакомление с окружающим
миром.
(Могут быть использованы по желанию педагога и ребенка)
Игра «Подружились, покружились, обнялись»
Цель: закрепить чувство взаимного доверия, внести элемент новизны в общение с
взрослым, формировать элементарные представления о связи музыки и движения.
Ход игры: взрослый присаживается перед малышом на корточки и, напевая
неторопливую песенку в музыкальном сопровождении или без него, ритмично,
осторожно гладит малыша по
головке, заглядывая ему в глазки:
Купите лук, зеленый лук,
Петрушку и морковку!
Купите нашу девочку,
Шалунью и плутовку!
Берет ребенка на руки и медленно кружит его в ритме вальса:
Не нужен нам зеленый лук,

Петрушка и морковка,
Нужна нам только девочка,
Шалунья и плутовка! (Шотландская песенка)
В конце крепко обнимает малыша.
Игра «Маленькие ладушки»
Цель: учить детей действовать со сверстниками, развивать чувство музыкального
ритма.
Ход игры:Взрослый поет песню, хлопая в ладоши:
Ладушки, ладушки,
Маленькие ладушки,
Рученьки-крошки
Хлопают в ладошки.
Протягивает руки к малышам ладонями вверх:
Вот они ручки!
Обращаясь к детям, взрослый спрашивает: «А где ручки у Саши (Маши)? Саша,
покажи ручки! Где ручки? Вот они!»
Взрослый поет песню под музыкальное сопровождение, а малыши выполняют
движения по показу или совместно с взрослым. Далее дети хлопают в ладоши,
повернувшись друг к другу. На последнюю фразу протягивают ручки к сверстнику,
касаясь его пальчиков своими. Взрослый хвалит малышей, предлагает заглянуть в
глазки партнера.
Игра «Дай ручку(руку)!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание
контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.
– Давай здороваться. Дай ручку!
Игра «Привет! Пока!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание
контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.
– Привет! Привет!
Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
– Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!
При прощании игра повторяется – педагог машет рукой.
– Пока! Пока!
Затем предлагает малышу попрощаться.
– Помаши ручкой на прощание. Пока!
Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце
занятия.
Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится
приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра
полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.
Игра «Иди ко мне»
Цель: Формирование эмоционального контакта со взрослым.

Ход игры:
Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково
приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший». Когда ребенок подходит, взрослый его
обнимает:
«Ах, какой ко мне хороший Даниил пришел». Игра повторяется.
Игра «Возьми шарик»
Цель: Формирование эмоционального контакта со взрослым.
Оборудование. Три воздушных шара.
Ход игры.
Взрослый надувает шар, завязывает его и протягивает ребенку: «На возьми».
Когда ребенок немного подержит шар, педагог просит: «Дай мне». Показывает, как
шар летает, и снова отдает его ребенку. При этом выражает радость, удовольствие
от игры: «Какой красивый!», «Как летает!», оживленно хлопает в ладоши.
Игра «Ладушки».
Цель: формирование эмоционального контакта.
Ход игры: предлагаем такое четверостишье:
Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.
Игра «Хоровод».
Цель: формирование эмоционального контакта.
Ход игры: психолог совместно с ребенком выбирает из несколько игрушек,
рассаживают их по кругу. Ребенок должен поздороваться с каждой, пожав игрушке
руку (лапу). Малыш входит в центр круга, и психолог совестно с ребенком
приветствует всех такими словами:
Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.
Игра «Угадай, что звучит»
Цель: установление контактности посредством музицирования, развитие
аудиального канала, формирования внимания.
Стимульный материал: игрушки - барабан, колокольчик, молоточек, ширма.
Ход игры: Психолог показывает ребенку игрушечный барабан, колокольчик,
молоточек, называет их и просит ребенка повторить. Когда малыш запомнит
названия предметов, психолог предлагает послушать, как они звучат: он играет на
барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет
игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание
указанных предметов. "Что звучит?" - спрашивает он ребенка. Малыш отвечает, и
психолог снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т. д.

Игра «Это мое!»
Цель: учить ребенка выделять себя, понимать и употреблять местоимение "мое",
подражать действиям взрослого.
Оборудование: одежда ребенка.
Ход игры: ребенок сидит на стульчике. Перед ними сидит взрослый. В стороне на
столе лежат хорошо знакомые ребенку его собственные вещи. Сначала взрослый
берет свою вещь, прикладывает ее к груди и произносит: «Это мой платок. Мой».
Затем он берет в руки вещь ребенка, показывает ее ребенку, спрашивает: «Это
кофта. Красная кофта. Ах, какая красивая
кофта! Чья эта кофта?» Ребенок должен подойти к взрослому, взять ее и (или)
сказать: "Моя кофта" или "Моя". Если ребенок затрудняется это сделать, тогда
взрослый сам подходит к нему, прикладывает одежду к груди малыша и говорит:
"Это кофта Васи. Вася скажи: моя кофта, моя!"
(Важно научить ребенка показывать на себя жестом).
Игра «Похлопаем в ладоши»
Цель: учить детей подражать положительным эмоционально-тактильным и
вербальным способам взаимодействия с партнером.
Ход игры: взрослый находится напротив ребенка, поочередно хлопает в свои
ладони и в ладони ребенка, при этом произносит потешку:
Хлопну я в ладоши, буду я хороший,
Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Упражнения на усиление психологической активности, социализация ребенка,
организация целенаправленного поведения, развитие основных психологических
процессов.
Развитие познавательной сферы
К познавательным процессам относятся: восприятие, внимание, память, мышление,
воображение. Формирование данных процессов осуществляется в следующих
направлениях:
Сенсорное воспитание.
Ознакомление с окружающим.
Развитие психических функций.
Сенсорное воспитание
Игра «Фигуры»
Цель: Ознакомление детей с геометрическими фигурами (круг, овал, треугольник).
Ход занятия: Показывая ребенку геометрическую фигуру читать стишки и дает
потрогать ребенку.
Круг
Ну, конечно, это он:
Ни конца и ни начала,
Ни углов и ни сторон.
Овал
Мальчик круг руками сжал Превратился круг в овал.
Треугольник
В треугольнике видны

Три угла, три стороны.
Игра «Найди по силуэту»
Цель: учить использовать эталоны формы при выделении основной формы и
формы деталей реальных предметов и изображений. Закреплять знания о цвете
реальных предметов в растительном и животном мире.
Ход работы: Специалист предлагает ребенку разложить листики по своим местам и
найти лишний листик.
Игра «Выросли грибочки»
Цель: учить детей лепить предмет из двух частей, соединять две части в целое.
Оборудование: готовые шляпки из пластилина, гриб - образец.
Ход игры: взрослый показывает детям образец гриба, объясняет, что у него есть
ножка и шляпка. Далее сообщает, что шляпки слепила белочка, а ножки будут
лепить дети. Взрослый показывает способы выполнения действий: отрывает
кусочки пластилина от большого куска, раскатывает прямыми движениями
кусочки пластилина между ладонями. Затем показывает, как
соединить две части. После этого детям раздаются шляпки и предлагается слепить
целый грибок.
Дети играют со своими поделками.
Игра «Разноцветные краски»
Цель: знакомить с красками, формировать интерес к рисованию.
Оборудование: лист ватмана или обоев, краски.
Ход занятия: взрослый расстилает ватман, сажает ребёнка рядом с собой, начинает
рисовать, беря краску руками. При этом он называет цвет краски, показывает и
комментирует, что он рисует. Затем побуждает ребёнка действовать, подражая
взрослому.
В тех случаях, если ребёнок не действует сам, взрослый обмакивает в краску
пальчики малыша и проводит ими по бумаге: «Вот у нас какая дорожка, это зайчик
проскакал и следы оставил». Затем обмакивает всю ладошку, прижми её к листу:
«А вот мишка прошёл, большие следы оставил». Даётся возможность ребёнку
самому действовать с красками, хвалит, радуется рисунку малыша.
Игра «Птички».
Цель: формирование умения действовать образцу, выполняя инструкции
специалиста,развитие эмоциональной сферы
Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и
приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После
«птички» собираются в круг и вместе «клюют зернышки», стуча пальцами по полу.
Ознакомление с окружающим миром
Игра «Возьми игрушку»
Цель: знакомить ребенка с новой игрушкой, учить запоминать названия игрушек,
действовать в соответствии с их функциональным назначением.
Оборудование: игрушки.
Ход игры: взрослый достает из яркой красивой коробки по одной игрушке.
Обращается к ребенку с вопросом: «Что это?» Если ребенок не называют игрушку,

взрослый ставит ее на стол, называет и обыгрывает. Например: «Это мячик, он
катится. Это матрешка, топ, топ, матрешка идет в гости. Это зайчик, он прыгает».
Взрослый побуждает ребенка взять игрушку и выполнить с ней предметно-игровое
действие. Затем ребенок ставит игрушку в коробку и называет ее.
Игра «Кто это?» «Что это?»
Цель: ознакомление с окружающим миром посредством наглядных картинок,
умение обобщать.
Ход игры: Психолог показывает ребенку картинки на определенную тематику,
рассказывает об объектах, изображенных на них, просит ребенка показать части
объекта. Потом психолог обобщает все картинки: «Смотри, все это – птицы
(домашние животные, рыбы, овощи, ягоды). Далее специалист может предложить
ребенку другие карточки с наглядным материалом: фрукты, овощи, посуда,
транспорт и т.д
Развитие психических функций
Развитие внимания
Игра «Голое дерево»
Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на форму предметов,
формировать практические способы ориентировки (метод проб).
Оборудование: Дерево с голыми ветками, на них расположены палочки для
нанизывания листьев и цветов.
Ход игры: взрослый ставит перед ребенком коробку с листьями и цветами,
обращает внимание на форму и предлагает одеть предметы на дерево. При этом
вначале надеваются листья одного цвета, потом другого. Потом надеваются цветы.
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: вызвать у ребенка интерес к действиям с предметами, учить способам
выявления свойства этих предметов.
Оборудование: мешочек, два шарика и два кубика одного размера и одного цвета.
Ход игры:
I вариант: взрослый показывает мешочек и на глазах у ребенка кладет в него шарик
и кубик; показывает второй кубик и дает ребенку его потрогать, рассмотреть. Затем
предлагает достать из мешочка такой же предмет. Сравнивает предметы и
обобщает: "Ты достал такой же, кубик". Игра повторяется с шариком.
II вариант: взрослый показывает мешочек и на глазах у ребенка кладет в него
шарик и кубик. Ребенок держит руки за спиной, взрослый кладет в них второй
кубик, просит потрогать и запомнить, что у него в руке, затем предлагает достать
из мешочка такой предмет. Сравнивает предметы и обобщает: "Ты достань такой
кубик". Игра повторяется с шариком.
Игра «Брось мяч в корзину»
Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на величину предметов, учить
выделять по слову - большой, маленький.
Оборудование: мячи одного цвета двух размеров, корзина.
Ход игры: взрослый ставит недалеко от ребенка корзину и набор мячей, предлагает
ему бросать мячи в корзину: «Бери такой, как у меня, большой, бросай! Теперь
снова бери большой, бросай». Взрослый обобщает: «В корзине - только большие

мячи, а здесь –маленькие». Затем ребенку предлагают выбирать и бросать только
маленькие мячи.
Игра «Дорисуй ниточку»
Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения
(такой – не такой).
Оборудование: нарисованные на листе бумаги круги двух цветов, фломастеры
соответствующего цвета.
Ход игры: взрослый показывает круги и говорит: «Вот шарики, они могут улететь,
их надо привязать. Помоги, нарисуй ниточки к шарикам. Шарики разного цвета,
каждому шарику надо нарисовать свою ниточку, возьми подходящий по цвету
фломастер. Смотри внимательно, возьми такой же фломастер как этот шарик и
т.д.».
Игра «Угадай, кто в домике живет?»
Цель: учить ребенка дифференцировать звукоподражания.
Оборудование: два домика, собачка и кошечка.
Ход игры: взрослый показывает ребенку собачку и говорит: «У меня собачка, она
умеет лаять, вот так - гав-гав. Она живет в этом домике - сажает собачку в один из
домиков. - А это кошечка. Она умеет мяукать - мяу-мяу. Она живет в другом
домике. Теперь угадай, кто живет в этом домике?» Взрослый произносит одно из
звукоподражаний, после ответа показывает игрушку: «Правильно, ты угадал. Это
собачка так лает».
Развитие памяти
Игра «Магазин»
Цель: развитие памяти
Память малыша можно начинать развивать с помощью этой любимой всеми игры.
Вы можете послать его в «магазин». Начинают с 1—2 предметов, постепенно
увеличивая их количество до 4—5. В этой игре полезно менять роли: и вы, и
ребенок по очереди можете быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и
продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет
подбирать товар. Да и сами магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко»,
«Игрушки» — и т.д.
Развитие мышления
Игра «Салютики»
Цель: развитие мышления и формирования у ребенка интереса к рисованию,
действию с красками.
Оборудование: трубочки для коктейлей, альбомный лист или лист ватмана, краски.
Ход занятия: взрослый капает жидко разведённую краску на лист бумаги и
показывает, как нужно дуть через трубочку на пятно краски, чтобы полетели
брызги. Краска разбрызгивается – «Салют!»
Затем взрослый предлагает ребёнку самому капнуть на лист бумаги краску другого
цвета и подуть на нее. Радуется вместе с ребенком, хвалит его: «Какой
замечательный салют у тебя получился!»

Игра «Сделай, как я»
Цель: развитие мышления
Эта простейшая конструктивная игра, с которой можно начинать вводить ребенка в
мир объема и формы. Нам потребуются основные детали из обычного детского
строительного набора: куб, цилиндр, призма, конус, параллелепипед. На первых
порах одновременно используются 2—3, а впоследствии 4 формы. Эта игра только
для вас и вашего ребенка — только для двоих. Отберите себе и ему по 2—3
одинаковые детали. Затем на столе перед ребенком сложите небольшую постройку.
Поставьте детали рядом или одну на другую. Например, призму положите на куб
(по типу домика), а справа или за домом положите параллелепипед. Вы не будете
испытывать недостатка в вариантах расположения форм.
Когда все будет расставлено, предложите ребенку точно так же поставить его
детали.
Социально-эмоциональное развитие
Игра «Делаем прическу»
Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями
сверху вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее
прическу:
«Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая
кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Взрослый расчесывает перед
зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому:
дает расческу в руки ребенку при этом
помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания
просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал
таким же красивым, как кукла.
Игра «Кукла заболела»
Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.
Оборудование: кукла, носовые платки.
Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: «Вот кукла Маша, она
заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит
носовой платок. Поможем Маше очистить носик!» Взрослый произнести потешку:
Маша заболела, трудно ей дышать,
Мы платочком будем носик вытирать!
Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок,
демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.
Игра «Похлопаем в ладоши»
Цель: учить детей подражать положительным эмоционально-тактильным и
вербальным способам взаимодействия с партнером.
Ход игры: взрослый находится напротив ребенка, поочередно хлопает в свои
ладони и в ладони ребенка, при этом произносит потешку:
Хлопну я в ладоши, буду я хороший,
Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Игра «Дождик».
Цель: расширение кругозора ребенка, знакомство со свойствами дождя, научение
воспроизводить и создавать собственные ритмы.
Ход игры: психолог рассказывает ребенку о дожде, говорит, что во время дождя
дождинки стучат по крыше. Произносит кап-кап-кап в умеренном темпе. Ребенок
повторяет. Далее он рассказывает, что когда дождь только начинается, капли его
падают редко и стучат по-другому
(произносит кап...кап... медленно, немного растягивая, с паузами). Ребенок
повторяет. "Если идет сильный дождь. - продолжает психолог, - то капли стучат по
крыше так" (произносит кап-капкап в ускоренном темпе). Когда малыш научится
различать скорость произнесения и произносить это звукосочетание в заданном
темпе, психолог предлагает ему определить на слух, какой идет дождь, и
произносит кап-кап-кап в различном темпе. Ребенок угадывает. Можно
предложить ребенку самому изобразить дождь, при помощи своего тела.
Речевое развитие
Игра «Кто кричит?»
Цель: учить ребенка дифференцировать звукоподражания и называть животных.
Оборудование: музыкальный центр с животными и их голосами.
Ход игры: взрослый показывает центр и демонстрирует голоса животных. Затем за
экраном нажимает на клавишу и просит ребенка назвать животного, чей голос
звучал.
Игра «Моя семья»
Цель: формировать у ребенка интерес к речи, учить произносить слова по
подражанию.
Оборудование: два набора вязаных напальчников с изображением персонажей
семьи: папы, мамы, сына, дочки.
Ход игры: взрослый надевает себе на палец вязаный напальч-и говорит: «Вот папа.
Здравствуй, Миша. Я – папа» и т.д. После того, как напальчники будут надеты,
взрослый предлагает ребенку показать и назвать по очереди всех членов семьи.
Игра проводится несколько раз.
Игра «Корзинка с грядки»
Цель: стимулирование речевого развития, развитие умения обобщать овощи и
фрукты.
Оборудование: корзинка, набор муляжей овощей и фруктов.
Ход игры: специалист предлагает ребенку разделить на группы «продукты с
грядки», которые находятся в корзинке. Ребенок должен назвать каждый элемент в
корзинке и определить его группу: овощ или фрукт.
Игра «Голоса на ферме» (работа с книгой)
Цель: учить ребенка дифференцировать звукоподражания и называть животных.
Оборудование: книга с животными и их голосами (3D картинки и звуки)
Ход игры: специалист показывает картинки и демонстрирует голоса животных.
Рассказывает про каждого животного. Затем просит ребенка назвать животного, и
повторить голосом звук животного.
Игра «Когда это бывает?»
Цель: формирование активного словаря, стимулирование речевого развития,
ознакомление с окружающим миром.
Оборудование: книга – развивающее пособие.

Ход игры: специалист, ориентируясь на задания расположенные в верхней части
пособия совместно с ребенком подбирает правильный вариант ответа из нижней
его части, стимулируя ребенка к называнию и проговариванию ответов.
Игра «Загадки про животных»
Цель: формирование активного словаря, стимулирование речевого развития,
развитие познавательной сферы.
Ход игры: специалист, опираясь на книгу «Животные» стимулирует его
познавательное и речевое развитие. Ребенок должен угадать животное, которое
спрятано в окошке при помощи наводящего вопроса.
Игра «Мир вокруг»
Цель: формирование активного словаря, стимулирование речевого развития,
ознакомление с окружающим миром.
Ход игры: специалист, опираясь на книгу «Мир вокруг» стимулируя ребенка к
речевому и познавательному развитию. Ребенок узнает много нового о явлениях
природы, деревьях, насекомых и животных.
Игра «Сосчитай!»
Цель: формирование активного словаря, стимулирование речевого развития,
ознакомление домашними животными, научение счету.
Ход игры: специалист, опираясь на книгу «Счет» (сборная книга - пазл)
стимулирует
ребенка к речевому и познавательному развитию. Ребенок узнает о домашних
животных, научается навыкам счета в пределах одного десятка.
Игра «Что для чего?»
Цель: формирование активного словаря, стимулирование речевого развития,
развитие логического мышления
Оборудование: книга – развивающее пособие.
Ход игры: специалист, ориентируясь на задания расположенные в верхней части
пособия совместно с ребенком подбирает правильный вариант ответа из нижней
его части, стимулируя ребенка к называнию и проговариванию ответов. Ребенок
познает цвета, формы и свойства предметов, а также противоположности этих
свойств.
Моторное развитие
Игра «Догони мяч»
Цель: учить ребенка бросать мяч,; идти, неся мяч в двух или в одной руке в
зависимости от размера мяча.
Ход игры: взрослый бросает мяч ребенку, учит его ловить и бросать. Постепенной
увеличивая или уменьшая расстояние между ребенком и взрослым.
Игра «Самолётик – самолёт»
Цель: учить детей выполнять действия по подражанию взрослому.
Ход игры: взрослый показывает детям, как играть в "самолёт": разводит руки в
стороны, ладонями вверх, поднимает руки вверх - вдох, делает поворот в сторону.
Произносит "ж-ж-ж", - выдох, стоит прямо, опустив руки, - пауза и т.д. Затем
взрослый побуждает детей подражать его движениям, читает стишок:
Самолётик - самолёт (разводит руки в стороны)
Отправляется в полёт (ладонями вверх, - вдох)
Жу, жу, жу, (делает повороты вправо),
Жу, жу, жу, (влево - выдох)
Постою и отдохну (встаёт прямо, опустив руки).

Игра «Вышел пальчик погулять»
Цель: учить ребенка выделять каждый палец отдельно, выполнить определенные
действия.
Оборудование: стол и два стула, лист бумаги с нарисованной Дорожкой и
кружочками (кочки).
Ход игры: взрослый показывает ребенку свои руки и говорит, что пальчики любят
гулять по дорожке. Удерживая все пальцы, кроме одного в кулаке, демонстрирует,
как «топает» пальчик по дорожке, а затем «прыгает» по кочкам. Предлагает
ребенку так же складывать пальцы и «протопать» каждым пальчиком сначала по
дорожке, затем «попрыгать» по «кочкам». При этом произносится потешка:
Пальчик топал по дорожке топ-топ, топ-топ,
Топать стал второй немножко топ-топ, топ-топ.
Третий пальчик топал долго топ-топ, топ-топ,
А четвертый только раз - топ,
Вот большой спешит по кочкам,
Будет слушаться он нас! Топ-топ, топ-топ
Повторяем наш рассказ!
Игра повторяется с пальцами другой руки.
Игра «Здравствуй, пальчик»
Цель: учить соединять пальцы обеих рук, ставить пальчик в указанное место.
Оборудование: стол, стулья, лист чистой бумаги, карандаши.
Ход игры: взрослый показывает малышу, как пальчики умеют здороваться: локти
стоят на столе, нижние части ладоней сомкнуты, пальчики будут здороваться,
начиная с мизинчика, при этом говорит: «Здравствуй, пальчик!» Когда все пальцы
поздороваются, взрослый показывает, как нужно взять ладошки «в замочек» - это
здороваются ладошки.
Далее взрослый обводит карандашом ладонь ребенка на ли те бумаге и показывает,
что на бумаге получились его пальчики: «Вот мизинчик, вот безымянный и т.д.».
Взрослый предлагает ребенку поздороваться с нарисованными пальчиками
(приложить свои пальцы к изображению).
В конце игры ребенок накладывает свою ладошку на нарисованное взрослым
изображение.
Пальчики ребенка «здороваются» с пальцами взрослого. В конце игры ладони
малыша и взрослого складываются «в замок».
Игра «Ворона»
Цель: учить ребенка развивать содружественные движения пальчиков (по два).
Ход игры: взрослый сидит за столом рядом с малышом. Показывает, как соединять
и разъединять большой и указательный пальцы (три остальных пальца держатся в
кулаке).
Говорит потешку:
Прилетел птенец вороны, просит у Антоши пить,
Дай, Антоша, мне водички, буду я тебя любить!
Ка-ар, ка-ар!
Игру можно повторять, чередуя руки. В конце игры взрослый хвалит малыша.
Игра «Рисуем клубок»
Цель: учить ребенка удерживать в пальцах карандаш (фломастер).
Оборудование: два листа бумаги с аппликацией - изображением котенка,
карандаши.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку рассмотреть аппликацию и говорит:
«Котенок хочет поиграть с клубочком, давай нарисуем клубок!», показывает, как
рисовать клубок на первом листе. Затем дает ребенку второй лист бумаги и
предлагает нарисовать клубок для другого котенка.

Литература
1.Афонькина Ю.А, Козлов В.В., Терехова З.М., Чеботаева Е.Ю.
Экспериментальное
обучение и воспитание детей с синдромом Дауна в специальной (коррекционной)
школеинтернате 8 вида г. Оленегорска Мурманской области. - Мурманск, 2004г.
2.Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа
воспитания и
обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Спб.:
Издательство «СОЮЗ»,
2001.
3.Богданова Л. Полный курс раннего развития ребенка. – СПб.: Лев и Сова, 2007.
4.Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (Развитие речи). – С-Пб.:
Паритет, 2005.
5. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Чтобы чисто говорить, надо… (Развитие
общеречевых
навыков). – С-Пб.: Паритет, 2005.
6. Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна.
Методическое пособие. - Москва, 2002.
7. Корнев А.Н., Старосельская Н.Е. Говорить, читать и думать: Пособие для
воспитателей,
логопедов и внимательных родителей. – СПб.: КАРО, 2007.
8. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного
возраста /
Иванова А.Е., Кравец О.Ю., Рыбкина И.А. и др.; Под ред. Н.В. Серебряковой. Спб.: КАРО,
2005.
9. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней
педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.:
Ассоциация
Даун Синдром, 2001.
10. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей
логопедической
группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
11. Силберг Дж. 300 трехминутных развивающих игр для детей от 2 до 5 лет // Пер.
с англ.
Е.А. Бакушева. – 2-е изд. – Мн.: ООО «Поппури», 2005.
12. Соколова Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка трех лет.
– М.:
Эксмо, 2007.
13. Сорокина Н.Ф. Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет
средствами
кукольного театра. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
14. Степанова О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного
видов.
Справочное пособие. - Москва, 2008.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».