коррекц прогр 4-5 лет Радуга (4)

I.

Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для
формирования необходимых психических функций и социально значимых
качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей
учебной деятельности ребенка, идет активное развитие познавательных
возможностей. Формирование и совершенствование познавательных
процессов в дошкольном детстве обеспечивает не только интеллектуальное
развитие ребенка, но и его подготовку к учению в школе. Кроме достижения
определенного уровня развития познавательных способностей, такая
подготовка
включает обеспечение
достаточно
высокого
уровня
воспитанности личностных качеств, умение общаться и взаимодействовать с
людьми.
Проблема воспитания и обучения дошкольников с низким уровнем в
развитии является одной из наиболее важных и актуальных. Согласно ФГОС
с такими детьми индивидуальная и коррекционная работа строится при опоре
на данные направления. Основанием для включения детей в индивидуальную
работу, является низкий уровень развития психических процессов внимания,
памяти, восприятия,
мышления, воображения, сенсорно-моторной
координации.
На индивидуальных коррекционных занятиях уделяется большое
внимание развитию у детей кожно-кинестетического, акустического,
зрительно-предметного восприятия. Совершенствуется произвольная,
зрительная и слуховая память детей, через упражнения на запоминание,
сохранение и воспроизведение материала. Для развития у детей способности
к
зрительному,
слуховому
непроизвольному
и
произвольному
сосредоточению,
способность
к
распределению,
переключению,
концентрации и устойчивости внимания используются игры и упражнения.
А также на индивидуальных коррекционных занятиях формируются у детей
первичные представления о причинных связях и постепенно под влиянием
усложнения практической деятельности развиваются не только нагляднодейственное, но и наглядно-образное мышление и словесно-логическое
мышление.
Для этого используются
специальные
дидактические
игры.
Именно на индивидуальных занятиях ребенок начинает демонстрировать
свои первые успехи, и в доступной, занимательной форме выполняет
достаточно сложную работу – познает мир и совершенствует полученные
знания, умения и навыки. В данной программе используются задания на
развитие по:
А) Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
1. Ребенок должен уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они
бывают, когда созревают.
2. Ребенок должен знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как
они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)
3. Ребенок должен знать всех домашних животных и их детенышей.

4. Ребенок должен уметь угадывать по картинкам времена года. Знать
приметы каждого из них.
Б)Развитие Речи
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
1. Ребенок должен использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов.
Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.
2. Ребенок должен понимать, чем отличается строение человека от строения
животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы шерсть).
3. Ребенок должен уметь правильно ставить существительные в форму
множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки).
4. Ребенок должен уметь находить предмет по описанию (яблоко - круглое,
сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.
5. Ребенок должен понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед,
около и т. д.).
6. Ребенок должен знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди
этих профессий.
7. Ребенок должен уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и
правильно их задавать.
8. Ребенок должен уметь пересказывать содержание услышанной сказки,
рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
9. Ребенок должен называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть
город в котором живет.
10.
Ребенок должен уметь отвечать вопросы, касательно недавно
произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что
мама купила в магазине? Что было на тебе одето?
В) Логическое мышление
-Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
1. находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя
игрушками).
2. складывать по образцу постройки из конструктора.
3. складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
4. не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
5. складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без
посторонней помощи.
6. вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок.
7. называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, козадомашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний
предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.
8. отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках?
Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери
в доме? И т.д.
9. подбирать противоположные слова: стакан полный - стакан пустой,
дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий –
пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай
горячий и т.д.

10. запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочкамальчик, собака-кошка и т.д.
Г) Математика
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
1. определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху,
внизу, сзади, спереди.
2. знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник
и прямоугольник)
3. знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах
десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
4. расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в
обратном порядке.
5. сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше,
поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один
предмет к группе с меньшим количеством предметов.
6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно
писать цифры.
В индивидуальной коррекционной работе используются игры и
упражнения, направленные на развитие статической и динамической
координации движений пальцев рук ребёнка. Особое значение для
положительного результата индивидуальной коррекционной работы с
ребенком имеет помощь и поддержка со стороны родителей. С этой целью
привлекаются родители к совместной работе по коррекции и развитию
психических процессов у детей а так же получения сведений об
индивидуальных особенностях и поведенческих реакциях ребёнка,
психологическом климате в семье, количестве членов семьи,
взаимоотношениях между родителями. Особое внимание в данном случае
следует уделять личностным особенностям родителей и их оценочном
суждении о ребенке. Используются такие формы работы как:
индивидуальное консультирование родителей, показ методов и приемов в
работе с ребенком; родительские собрания на группах. Данная программа
разработана, для развития и коррекции различных сторон психики детей в
дошкольном возрасте. Предлагаемые игры-задания направлены на развитие
восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения
2.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Основным показателем эффективности использования программы
является то, что при работе используются различные методы и приемы
работы с детьми, которые помогают формировать уверенность в себе,
удовлетворенность собой, повышается интеллектуальный уровень. С
помощью проведенных занятий у детей совершенствуются познавательные
процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие,
графические навыки письма. Развитие мелкой моторики.
Результативность программы можно выявить путем обследования,
проводимого дважды: до начала коррекционно-развивающих занятий и после
прохождения .

Анализ результатов включает в себя следующие моменты:обследование
детей психологом: изучение познавательной сферы психики ребенка, оценка
уровня развития интеллектуальных способностей ребенка.
3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель: повышение уровня развития психических процессов.
Создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития
способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования
в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа
направлена
на
развитие
самостоятельности,
познавательной
и
коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных
ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к
миру.
Задачи:
1. Развивать внимание, память, мышление, восприятие, воображение.
2. Формировать навыки самостоятельной работы.
3. Создание условий для самореализации ребенка в творческой, учебной
деятельности.
4. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений,
необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками
и соответствующих отношений с воспитателем.
5. Научиться различать эмоциональные состояния людей, сопереживать
другим.
4. Отличительные особенности данной дополнительной

образовательной программы от уже существующих
образовательных программ
Отличительные особенности данной программы от других
программ, это интеграция с такими дисциплинами как: литература,
окружающий мир, экология, лепка, рисование, аппликация, работа с
ножницами.
Все занятия проводятся как игра, мастерская с применением
широкого комплекса различного дополнительного материала: сказки,
притчи, конструктор, рисунки, карточки развивающие. Развивающие
игры Воскобовича.
Ребенок учится сам формулировать задачу, новые знания теории
помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет
на занятии сохранить высокий интерес.
5. Возраст детей, участвующих в реализации данной

дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана для работы с детьми 4-5 лет
6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы

(продолжительность образовательного процесса, этапы).
Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 год, в течение 2022 - 2023 г

7. Формы и режим занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, в отдельном кабинете.
Занятия могут проводиться под музыкальное сопровождение, что
способствует
расслаблению,
включенности
в
работу,
снятию
психологических барьеров, мышечно-двигательных зажимов, повышению
настроения.
Все темы - «сквозные», так как плавно переходят от одного этапа в другой
по принципу роста и усложнения. «Сквозные» темы могут пересекаться
между собой и взаимопроникать друг в друга.
Программа составлена с учетом, возрастных особенностей.
В работе используются следующие методы:
.АРТ занятия
. задания на развитие мелкой моторики.
. задания на зрительное восприятие;
. упражнения для усовершенствования графических навыков письма;
. психодиагностические методики;
. творческие задания;
. логические задания;
Поручение или задание, которое дается ребенку,
должно
соответствовать его возможностям. Задания выбираются в зависимости от
индивидуальных способностей ребенка или группы. Нельзя предлагать
выполнить слишком сложные, непосильные занятия, заранее обрекать
ребенка на неуспех, а следовательно, на снижение самооценки, на
неудовлетворенность собой
Главная задача повышать самооценку ребенка, для чего любая
деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами,
выражающими уверенность в его успехе («У тебя это получится»)!
Формы работы:
- индивидуальная
-психокоррекционная работа
Режим занятий:
2 раза в неделю
Продолжительность занятий: 20 мин.
8. Ожидаемые результаты реализации программы
1. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия,
памяти, внимания, воображения.
2. Развитие раскрепощенности, общительности.
3. Развитие умения распознавать и владеть собственными эмоциями,
обучение навыкам саморегуляции (способности эмоционального
интеллекта)
4.
Повышение самооценки детей.
5.
Повышение уровня развития психических процессов.

6.
Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного
развития процесса общения.
7.
Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных
умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического,
творческого и критического мышления.
9. Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы (выставки, соревнования, учебноисследовательские конференции и т.д.).
В завершении программы, проводится творческое занятие.

II.

Учебно-тематический план.

Выбор упражнений для тренинга:
. Содержание индивидуальной работы может корректироваться утой
категории детей, которые могут испытывать в ходе работы повышенную
утомляемость, сниженную работоспособность, повышенную отвлекаемость,
ригидность.
 предлагаются сначала легкие, затем более сложные упражнения, в
зависимости от группы или ребенка;
 после каждого упражнения обязательно следует обсуждение, обмен
мнениями, чувствами, впечатлениями;
. от предлагаемых упражнений ребенок должен получать только
положительные эмоции
. приемы повышения и устойчивого интереса в процессе совместной
деятельности могут обеспечить: АРТ терапия, музыкотерапия, песочная
терапия, сказкотерапия.
В работе используются следующие методы:
Тематический план занятий
№ тема занятий
1 Знакомство
2 математик
3 Бусики
4 Слова
5 Волшебный лес
6 Радуга настроения
7 Волшебные палочки
8 Хорошо-плохо
9 Догадки
10 Пантомима
11 Облачное настроение
12 Забавные слова
13 Графика чувств
14 Перевертыш
15 Смекалочка

количество часов
по
20 мин

16 Помечтаем
17 Разговор с руками
18 Забавные слова
19 Прятки
20 Внимательный Филин

III.

Содержание изучаемого курса.

1 занятие «Знакомство»
Время занятия: 20 минут
Кол-во участников: 1
Ход занятия
«Правила занятий по психологии»
Психолог говорит с детьми о правилах занятий: конфиденциальности
(или «секретности») – то, что обсуждается на занятий, не должно выходить за
пределы класса; безоценочности – на уроках психологии нет отметок и
оценок, правильных и неправильных ответов, каждый имеет право выражать
свое мнение, «правиле одного микрофона» - когда один человек говорит,
другие слушают и не перебивают. После этого начинаются занятия:
1. Упражнение на развитие слуховой памяти «10 слов»

Книга, луна, звон, мед, вода, окно, лед, день, гром, брат.
2. Упражнение на развитие мышления"Узнай предмет по заданным
признакам» Белый, сладкий, твердый – это …(сахар) и т.д.
3. Упражнение на развитие внимания, мыслительных операций
«Угадай по описанию»
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном,
игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ.
Он красный, круглый, сочный (помидор)., Перед ним выкладывают картинки
с различными овощами, и он находит нужный, показывает его. и т. Д
(фрукты, мебель,одежда,обувь,транспорт)
4. Упражнение на моторику" Мы писали, мы писали,

(Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Ручки в стороны убрали.
Два притопа, два прихлопа
Топаем, хлопаем.
Началась опять работа.
(Потираем ладонью о ладонь.)
В небе птицы пролетали
(Руки чуть подняты над головой)
Птицы крыльями махали.
(и перекрещены, взмахи кистями рук.)
Ветер дул навстречу им,
(Машет руками на лицо, словно обмахиваясь веером)
5. Пластилиновая аппликация.
7. Рефлексия.

2 занятие «Математик»
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1 человек
Ход занятия.
Психогимнастика по Чистяковой. (Работа с эмоционально-волевой
сферой ребенка)
1. Упражнение.
Карточки Учим ребенка счету.
2. соедини цифры и раскрась рисунок
3. Упражнение "Сравнение предметов» Ребенка просят сравнить что
общего и чем отличается друг от друга.
Пары слов.
1) Муха и бабочка 6) Топор и молоток
2) Дом и избушка 7) Пианино и скрипка
3) Стол и стулья 8) Шалость и драка
4) Книга и тетрадь 9) Щекотать и гладить
5) Вода и молоко 10) Город и деревня
4. Дидактическая игра " Классификация"
5. Рисование (дидактический столик)
6. Рефлексия
3 занятие «Бусики»
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1 человек
Ход занятия
1.
Приветствие «Хорошее настроение» приветствие друг друга по
имени и дарят обязательно что-то хорошее: улыбку, пожатие руки,
прикосновение к плечу и т.д.
2. Карточки из серии найди лишний предмет
3. Карточки из серии найди лишний предмет.
4. Игра на внимание и мышление «Найди два одинаковых
предмета»
Оборудование: карточки с рядом предметов одного вида, среди
которых есть две полностью одинаковых, а остальные имеют
некоторые отличия
5. Упражнения на развитие тонкой моторики
1. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к

мизинцу, средний - к указательному.(несколько раз)
2. гимнастика шариками.
6. Упражнение на моторику "Собери бусы" С каждой бусинкой газываем

хорошие и добрые слова и понятия связанные со школой.
7. Рефлексия

4 занятие «Слова»
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1 человек
Ход занятия
1.
Приветствие «Хорошее настроение» Дети приветствуют друг
друга по имени и дарят обязательно что-то хорошее: улыбку, пожатие руки,
прикосновение к плечу и т.д.
2 .Релаксационное упражнение "Бабочка» Представь себе теплый,
летний день. Лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу,
рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос,
поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка
дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка
улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).
3 Чистоговорки
Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).
Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).
Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).
Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).
Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).
Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).
Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).
Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).
Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).
Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).
Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).

4. Игра на внимание "Бывает - не бывает".

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен
поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то
мяч ловить не нужно.
5. Упражнение
на
мышление
«Обобщения" Назвать одним словом
предметы:
Вилка, ложка, нож - это ...
Дождь, снег, мороз - это ...
Рука, нога, голова - это ...
2) Конкретизировать обобщающие понятия:
Фрукты - это ...
Транспорт - это ....
6. Графическая работа краскми.

7. Рефлексия.

5 занятие «Волшебный лес».
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1человек
Ход занятия
1.
Приветствие.
2.
«Хлопни, у кого это есть» Ведущий говорит ребенку, что
сейчас он будет перечислять все необходимое для хорошей учебы. Ребенок
должен быстро хлопнуть в ладоши, если то, что названо, у них есть (глаза,
уши, терпение, рука, ум, желание, трудолюбие и т.п.).
А какая хорошая черта у тебя есть? В чем она помогает?
3. Кинезиологическая игра «Запахи и звуки». Представь, что
идет дождь. Ты стоишь под зонтом на берегу реки. Что ты видишь,
расскажи.
Представь капли дождя, ударяющие по зонту, листве деревьев. С какими
звуками можно сравнить шум дождя? Дождь закончился. Вспомни запах
травы, деревьев после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах
травы и листвы, умытой дождем?
4. Считалки и Считалочки
Тра-та-та! Тра-та-та!
Вышла кошка за кота,
За Кота Котовича — За Петра Петровича!
Он усат и полосат,
Ну не кот, а просто клад!
***
Жаба прыгала, скакала,
Чуть в болото не упала.
Из болота вышел дед,
Двести восемьдесят лет.
Нес он травы и цветы.
Выходи из круга ты

5. Упражнения на развитие тонкой моторики 1.Ребенок зажимает

карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполняет
движения так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом
указательный.
6. Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы

сразу обеих рук, начиная с мизинца. (несколько раз)
7.

АРТ занятие красками.

8.Рефлексия
6 занятие «Радуга настроения».
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1 человек
1. Приветствие
2. Ребенку предлагается нарисовать радугу своего настроения. С
каким настроением мы будем ходить в группу? Какие эмоции
будете испытывать?
Воображение Художественная деятельность с использованием
релаксационной композиции "Солнечное настроение"

3. Упражнение на воображение "Профессии"
-назови профессию
-что делает человек данной профессии
-какие инструменты использует человек данной профессии
-какую пользу приносит эта профессия
-кем ты хочешь стать в будущем и почему
4. Игра на восприятие «Карточки Игра "Что для Чего"?» Педагог
загадывает предмет. Ребенку задает вопросы: Это предмет? Он живой или
нет? Для чего он? И т.д.
5. Игра на развитие мировоззрения "Кем (чем) был раньше?" Педагог,
обращаясь к ребенку, задает вопрос: "Кем (чем) был раньше?". Варианты
слов: цыпленок (яйцом), хлеб (мукой), лошадь (жеребенком), шкаф (доской),
корова (теленком), велосипед (железом), дуб (желудем), рубашка (тканью),
рыба (икринкой), ботинки (кожей), яблоня (семечком), женщина (девочкой),
лягушка (головастиком), листок (почкой), бабочка (гусеницей), собака
(щенком).
6. Пластилиновая радуга.
7. Рефлексия.

7 занятие «Волшебные палочки».
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1 человек
1 Приветствие.
2. Упражнение на мышление "Скажи обобщающее слово": - окунь,
карась-…- трава, дерево-…- крот, мышка-… пчела, жук-… чашка, тарелка …- ботинки, туфли-…шапка, шляпа ..,куртка,
пальто...медведь,барсук..,кукла,пирамидка...и т.д
3. Игра на зрительное внимание и мышление «Сложи из
палочек» Ребенку показывается рисунок, который нужно сложить из
палочек, потом он убирается, а ребенок его выкладывает на столах
4.Игра на внимание «Что куда?» Расстановка предметов по Вашим
указаниям вида:- на верхнюю полку поставь кубик. Под ним - куклу, левее
кубика поставь слона, правее - мишку и т. д.
5. Упражнение на моторику"Улитка с усиками» (положить правую руку
на стол, поднять указательный палец и средний, и расставить их). «Раковина
улитки» (правая рука на столе, левую руку положить сверху). «Ежик»
(ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх) «Кот» (средний и
безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем,
указательный и мизинец слегка согнуть поднять руку вверх). «Волк»
(соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки,
указательный и мизинец слегка согнуть, поднять вверх).
6. Фрукты и ягоды. Изучаем и раскрашиваем
7. Овощи. Изучаем и раскрашиваем
8. Рефлексия

8 занятие «Хорошо-плохо».
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1 человек
1 Приветствие.
2. Упражнение на развитие мелкой моторики «Ножницы» (указательный и
средний пальцы правой руки и левой руки имитируют стрижку ножницами).
«Колокол» (скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх,
опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать их). «Дом»
(соединить наклонно кончики правой и левой руки). «Бочонок с водой»
(слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, остальные сверху отверстия).
«Пожарник» (упражнение с предметом, используется игрушечная лесенка,
указательный и средний пальцы бегут по ней).
3. Игра на развитие мировоззрения и кругозора « Хорошо – плохо»
В игре предлагаемый психологом предмет нужно рассмотреть с разных точек
зрения. Нужно найти его положительные стороны и отрицательные. Ребенок
рассматривает игрушку- грузовик.
Сначала выделяются положительные качества:
можно перевозить грузы;
хорошо вращаются колеса…
Затем выделяются отрицательные качества: не заводится; кузов не
поднимается; фары не горят. Дорога – повышенная опасность.
3. Ориентируемся в пространстве. Направо и Налево
Работа с карточками:

Ориентировка в пространстве:
Для закрепления понятий слева, справа, направо, налево ребенок должен
научиться:
- Различать правую и левую руку
- Раскладывать предметы правой рукой слева на право (для правшей)
- Определять направления от себя: направо (справа) - налево (слева)
- Двигаться в заданном направлении (влево-вправо)
Графическая работа карандашами.
8. Рефлексия.

9 занятие « Догадки».
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1 человек
1 Приветствие.
2.Игра» «Пальчик в дырочке» (вспоминаем счет).
Для игры используются деревянные карточки с дырочками.
3.Упражнение на внимание "Найди одинаковые вещи" Рассмотрев и
сравнив несколько изображенных предметов, надо найти два совершенно
одинаковых.
4. Игра на развитие памяти и внимания.
Перед ребенком рубашкой вверх разложены карточки; открывая и закрывая по две, нужно
найти все пары одинаковых карточек.

(примерные карточки)

5.Упражнения на развитие тонкой моторики
1. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала
поочередно каждой рукой. Затем - двумя руками одновременно.
2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы:
средний, указательный, большой, мизинец, безымянный.
Выполнять поочередно каждой рукой
6. АРТ занятие красками.
7. Рефлексия

10 занятие «Пантомима».
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1 человек
1. Приветствие.
1. Упражнение для развитие внимания"Я - фотоаппарат"
Оборудование: набор разных предметов (5-8 предметов) Ребёнку предлагают
представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой
предмет, ситуацию, человека и т. д. Например, ребенок в течение нескольких
секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на столе. Затем
закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.
2. Игра для развития воображения"Пантомима".
Эта игра предназначена для развития воображения и творческих способностей.
Попросите ребенка изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет
(поезд, машину, чайник, самолет) или какое-нибудь действие (умывание,
расчесывание, рисование, плавание).
Можно ли по мимике догадаться о чувствах человека?
3. Упражнение на моторику "Закончи узор" Предлагается закончить узор
начатый ведущим.
4. Игра на развитие логического мышления. Найди Заплатку к картинке.
Задание для ребенка подобрать правильную заплатку к картинкам.
Распечатайте картинки к игре "Подбери заплатку»

4 . Графическая работа в тетради
5. Рефлексия

11 занятие «Облачное настроение».
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1человек
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Релаксация “Облака” Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на

траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие,
пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и
уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно
подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие,
лёгкие, ваши ножки легкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот
вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку
на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как
оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание
детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и
спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему
облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на
облачке.
3. Игры с геометрическими фигурами Воскобовича
Эта игра поможет запомнить названия геометрических фигур, а также развить
память.
4. Графическая работа в тетради.
5. Рефлексия
12 занятие «Забавные слова».
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1человек
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Буквы Алфавита-Пазлы. Работа с карточками.
3.Игра для развития памяти «Кто
наблюдательнее?» Предложить посмотреть на какой-либо предмет, запомнить
его, отвернуться и подробно описать.(несколько раз)
4. Упражнениена моторику «Стол" У стола четыре ножки, Сверху крышка, как
ладошка. Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если
ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук:
правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на
счёт «Раз!».(несколько раз)
5. Упражнение на моторику "Лодочка "Лодочка плывёт по речке,
Оставляя на воде колечки. Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы
прижаты к ладоням (как ковшик), (несколько раз)
6. Графическая работа аппликация.
7. Рефлексия

13 занятие «Графика чувств».
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1человек
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Игра на развитие восприятия «Вкус и запах».
Задание 1. Представь лимон.
Каков он на вкус?
Вспомни, как пахнет лимон. Расскажи об этом.
Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?
Задание 2. Нарисуй лимон.
Задание 3. Представь апельсин.
Каков он на вкус?
Вспомни, как пахнет апельсин. Расскажи об этом.
Какого цвета апельсин?
Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?
Задание 4. Нарисуй апельсин.
Задание 5. Расскажи, чем отличается апельсин от лимона. Чем они похожи?
3. Упражнение Графический диктант
Ход игры: Психолог предлагает ребёнку внимательно послушать и запомнить
задание, а затем выполнить это задание на бумаге:
1. Три клетки вправо.2) Одна клетка вниз. 3) Одна клетка вправо.4) Одна клетка
вверх. 5) Три клетки вправо. 6) Одна клетка вниз. 7) Одна клетка вправо.8)Одна
клетка вверх.
Можем ли мы так же четко обьяснить, что хотим от человека? Как к нему
относимся? Какие эмоции он у нас вызывает?
4. Изучаем месяцы года.
Раскрась картинки посвященные праздникам декабря месяца. Три задания по
изучению Декабря-зимнего месяца.
агадки про зимний месяц - Декабрь:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на лугу
До весны легли снега.
Только месяц тот пройдёт Мы встречаем Новый год.
(Декабрь)
***
Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой-вот загадке,
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый Год.
(Декабрь)

5. Графическая работа. 12 месяцев.
6. Рефлексия

14 занятие «Перевертыши».
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1человек
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Упражнение на развитие мышления и памяти» Что здесь лишнее?
Почему
3. Игра карточки животные и что они едят.
Пример:

4. Упражнение на развитие мышления «Собираем бусы»

Игры Воскобовича.
5. Графическая работа аппликация.
6.Рефлексия.
15 занятие «Смекалочка».
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1человек
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Упражнение на развитие мышления и памяти» Что здесь лишнее?
Почему? (карточки)
3. карточки, изучаем животных и птиц.
С помощью этих карточек вы сможете познакомить ребенка с животными,
которые живут на суше и под водой, а также с птицами. Расскажите вашему
ребенку чем отличаются животные между собой: место обитания, чем
питаются, где живут, являются ли они домашними или дикими животными.
4.игра , расскажи по картинкам сказку.
5. Графическая работа красками.
6. Рефлексия
16 занятие «Помечтаем».
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1человек
Ход занятия
1. Приветствие.

2. Упражнение на развитие вербального (словесного) воображения, связной

речи.
"Попробуй представить, что будет, если... Например, представь себе, что кошки
научились говорить! Или открыли детский сад для собачек" и т. д.
3. Упражнение на развитие восприятия и воображения «Дорисуй фигуры»
Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные
геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать
их. После этого пусть ребенок назовет фигуры.
4. Упражнения на развитие тонкой моторики.
1.Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак.
Поочередно выполнять каждой рукой.2.Руку плотно положить на стол ладонью
вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец,
безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.
5. Графическая работа пластилином.
6.Рефлексия
17 занятие «Разговор с руками».
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1человек
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Игра на развитие мышления, моторики и воображения, словарного
запаса"Разговор с руками".
Обвести на листе силуэт ладоней. Затем предложить ребенку «оживить»
ладошки – нарисовать им глазки, ротик, шляпы, причёски. Можно раскрасить
определенным цветом каждый пальчик. После выполнения этой работы можно
начать беседу с пальчиками, спросить: «Как вас зовут?» (может ребёнок
придумает свои имена пальчикам), «Что вы любите делать?», «Чего вы не
любите?», «Какие вы?». При этом необходимо подчеркнуть, что руки хорошие,
они многое умеют делать (перечислить что), но иногда не слушаются своего
хозяина.
3. Игра на восприятие и развитие кругозора «Поиграем в снежки».
Представь снег. Вспомни, какого он цвета? Всегда ли снег можно назвать
белым? Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться. Представь, что ты
делаешь снежки. Что ты чувствуешь? Расскажи.
5. Изучаем транспорт. Ковер Воскобовича.
5. Графическая работа аппликация.
6. Рефлексия
18 занятие «Забавные слова».
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1человек
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Игра "Месяц зимы"
Сентябрь, ноябрь, март, январь, июль.
Правильно называет – хлопаю в ладоши. Не правильно- топаю ногами.

3. Развивающая Игра - Что для Чего?

(Карточки)
4. Упражнения для моторики: Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы,
медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. Руку
плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний,
указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой
рукой. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к
мизинцу, средний - к указательному.
5. Графическая работа красками.
6.Рефлексия
19 занятие «Прятки».
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1человек
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Игра на мышление «Что где находится?»
Развить у ребенка умение различать положения верх и низ, внутри и
снаружи, справа и слева, посередине.
Оборудование: сюжетные картинки, на которых предметы занимают
необходимое для ответа на вопрос положение.
Описание. Взрослый показывает ребенку картинку и задает
соответствующий вопрос: «Покажи (назови) сначала того, кто находится
внизу, затем того, кто вверху. Назови того, кто находится посередине,
что лежит внутри, что снаружи; предмет, находящийся справа - слева».
Ребенок должен показать (или назвать) предмет в нужном положении.
3. Упражнение на развитие гибкости ума и словарного запаса.
Мой дом. Составляющие дома.
Изучаем главные составляющие дома. Выполняем задания, раскрашиваем,
решаем ребусы и рисуем.
Пример:

4. Дидактическая игра "Найди пару".
5. Упражнения на развитие двигательной памяти1) Вспомни, как прыгает
щенок за косточкой. Покажи!2) Покажи машину, которая вынуждена
затормозить у светофора.3) Каким движением полицейский останавливает
автомобиль? Покажи.4) Покажи, как бабушка поправляет очки.5) Как кошка
нежится на солнышке? Покажи
6. Графическая работа пластилином.
7. Рефлексия.
20 занятие «Внимательный Филин».
Время проведения: 20 минут
Кол-во участников: 1человек
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Игра на скорость мышления «Внимательный филин»
Представь, что ты старый мудрый филин. Ты сразу замечаешь все ошибки на
лету. А маленькие птенцы, настолько еще глупы, что не могут говорить без
ошибок!
Взрослый читает предложения, в которых допущены ошибки. Ребенок
должен их заметить и произнести предложение правильно. Например:
«Собака кормит девочку»; «Мяч играет с Катей»; «Мама несет в воде ведро»;
«Велосипед едет на мальчике»; «Света рисует картинкой карандаш»
3. Игра на внимание «Самый зоркий»Ребенку показываются картинки на
несколько секунд. Затем картинки прячут. Надо перечислить предметы,
которые запомнил.
4. «Разрезные картинки» Предлагается из разрезанных кусочков сложить
одну картинку.
4. Дидактическая игра "Найди пару".
5. АРТ занятие.
6.Рефлексия.

Литература
1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы
в помощь психологам и педагогам.-М.:ТЦ Сфера,2005
2.Арцишевская И.Л. Работа с гиперактивными детьми в детском саду.М.:Книголюб,2011
3. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет/ авт.сост. Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова.- Волгоград: Учитель,
2012.
4.Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду:
Пособие для психологов и педагогов.-2-е изд., испр.-М.: МозайкаСинтез,2014
5. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.Часть
1:учеб.-метод.пособие:в 2-х ч.-М.: ВЛАДОС,2010
6. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной
группе: Конспекты занятий.-М.: Книголюб,2004
КнязеваО.Л., Стеркина Р.Б. Я,ты,мы. Учебно-методическое пособие по
социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.-М.:
Дрофа, ДиК,1999
8. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к

дошкольному учреждению.- М.: Книголюб, 2003.
9. Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет.-М.:ТЦ

Сфера,2008
10. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников –М.;ТЦ

11..Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет.
Психологические игры,упражнения,сказки.-М.:Гнезис,2005
12. Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития
дошкольников 3-7 лет.- Волгоград: Учитель, 2013.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».