Программа РАС (2) (3)





I.
Пояснительная записка
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные
направления работы, условия и средства коррекционной работы с ребенком
дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ,
от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт общего
образования для обучающихся с ОВЗ;
Приложение N 8. Требования к АООП НОО обучающихся с
расстройствами аутистического спектра
«Клинические рекомендации «Расстройства аутического спектора» ( утв.
Минздравом России). Разработчик клинической рекомендации
Ассоциация психиатров и психологов за научно-обоснованную практику
Одобрено Научно-практическим Советом Минздрава РФ.




Аутизм у детей – это особое расстройство личности, которое, хоть и
характеризуется нарушением социального поведения и приспособления к
окружающим условиям, болезнью не является. Развивается синдром в первые
годы жизни ребенка, когда отмечается отсутствие или неадекватная реакция
на слуховые или зрительные раздражители, странные страхи, повторяющееся
поведение. Данное расстройство имеет хроническое течение, независимо от
своей формы; точная причина его возникновения неясна. Лечение состоит из
психологических методов воздействия, поведенческой терапии; изредка
используются препараты. Среди мальчиков аутизм встречается в 3-5 раз
чаще, чем у девочек.
Внимание аутичного ребенка может неожиданно и надолго привлечь
какой-либо яркий предмет, однако также неожиданно ребенок может
панически испугаться любого предмета: портрета на стене, собственных
пальчиков. У такого младенца часто наблюдаются двигательные стереотипы:
он может часами раскачиваться в коляске или в кроватке, однообразно
размахивать руками, длительное время издавать одни и те же звуки.
В более старшем возрасте аутичные дети кажутся отрешенными,
безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого (глаза в
глаза) взгляда, и даже если смотрят на человека в упор, то просто
разглядывают отдельные части лица или детали одежды.
От
коллективной
игры
дети
отказываются,
предпочитая
индивидуальную игру в уединении. Они могут очень долго играть в одну и
ту же игру, рисовать одни и те же рисунки. У некоторых детей игра
отсутствует вовсе, и развитие задерживается на стадии элементарного
манипулирования каким-либо предметом.

Аутизм является очень ранним нарушением развития и поэтому детям
необходима ранняя коррекционная помощь. Этот процесс длительный и
сложный из-за тяжести и своеобразия дефекта. При отсутствии лечебнокоррекционной помощи до 70 % детей с аутизмом становятся глубокими
инвалидами и нуждаются в постоянной помощи посторонних лиц. Чем
раньше начинается лечебно-коррекционная работа с ребенком, тем
лучший прогноз развития можно дать.
Идеальная вариантом является комплексная работа специалистов:
психолога, логопеда.
2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором
наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития,
задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных
психических функций, что приводит к ряду качественно новых
патологических образований. Одним из клинических вариантов этого
дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук,
1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает
отрыв от реальности, отгороженность от мира.
Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:
- недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с
окружающими;
- отгороженность от внешнего мира;
- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к
матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы.
Нередко таких детей считают агрессивными;/
- недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет
многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это
ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к
слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов,
шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
- приверженность к сохранению неизменности окружающего;
- неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано.
Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят
новую одежду и обувь;

- однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным
движениям;
- разнообразные речевые нарушения при РДА;
- у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще
это умственная отсталость.
3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цели программы
Основными целями коррекционно-развивающей работы с ребенком с
РАС являются: создание условий для развития эмоционального, социального
и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных
личностных качеств.
-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с
аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и
эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и
детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Задачи программы
-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.
- формировать представления о частях собственного тела;
- формировать общение взрослого с ребенком, способов взаимодействия с
людьми и предметами окружающей действительности;
- расширение объема понимания обращенной речи;
- формирование системы знаний и обобщенных представлений об
окружающей действительности, развитие их познавательной активности;
- формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого
возрастного периода с учетом индивидуальных особенностей.
4. Отличительные

особенности
данной
дополнительной
образовательной программы от уже существующих образовательных
программ
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже
существующих в этой области заключается в том, что занятия проводятся,
как игра, фантазия, мастерская с применением широкого комплекса
различного дополнительного материала: сказки, притчи, плакаты, рисунки.

Некоторые занятия проходят с коврографом Воскобовича, открывающий
огромный простор для развития ребенка. Это игровое поле из ковролина, с
различными развивающими элементами в комплекте (разноцветные
веревочки, геометрические фигуры различных цветов и размеров, кармашки,
липучки, разборная елочка).
Пескотерапия -позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка,
разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать
свои желания и возможность их реализации..
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на
овладение основами жизненных ценностей человека, и при этом - на
приобщение ребенка к активной познавательной и творческой работе.
Индивидуальные занятия способствуют разностороннему и гармоническому
развитию личности ребенка, раскрытию личностных способностей, решению
задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Программа уникальна как по предлагаемому содержанию, так и по
формам и методам реализации.
5. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной

программы.
Программа рассчитана для работы с детьми с РАС 4-7лет.
6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы
(продолжительность образовательного процесса, этапы).
Реализация программы рассчитана на 1 год обучения. За год
происходит и первичное знакомство с психологом, и приобретение основных
навыков общения, разрешения поставленных ситуативных задач. Таким
образом, идёт базовая подготовка для использования этих жизненных
навыков и знаний в будущем.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 год, в течение 2022 - 2023 года.
7. Формы и режим занятий
Условия проведения:
Аутичный ребенок испытывает трудности уже с самых ранних форм
эмоционального контакта с близкими, в первую очередь, с мамой. Часто
между им и мамой развивается симбиотическая связь. Вступить в контакт с
чужими людьми для многих детей-аутистов очень сложная задача. Взгляд,
голос, прикосновение, прямое обращение могут оказаться для них слишком
сильными впечатлениями и вызвать очень быстро чувство дискомфорта, от
которого они стараются уйти. Чтобы сделать возможной помощь, мы должны
уделить огромное внимание установлению эмоционального контакта с
ребенком, на что может потребоваться много времени. Поэтому в программе
уделяется много внимания развитию эмоционального контакта, организации

учебной среды, формированию учебного поведения, развитию общей
моторики и графических навыков.
Занятия проводятся индивидуально, в отдельном кабинете. Занятия
могут проводиться под музыкальное сопровождение, что способствует
расслаблению, включенности в работу, снятию психологических барьеров,
мышечно-двигательных зажимов, повышению настроения.
Поручение или задание, которое дается ребенку, должно соответствовать его
возможностям. Задания выбираются в зависимости от индивидуальных
способностей ребенка. Нельзя предлагать выполнить слишком сложные,
непосильные занятия, заранее обрекать ребенка на неуспех, а следовательно,
на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой
Формы работы:
- просветительская работа
- консультации;
-психокоррекционная работа. Основные этапы:
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для
успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная
атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой
музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное
значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог
должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях,
особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать
прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к
ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком
требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом
всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная
задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем
поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение
этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного
ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе
коррекции.
На третьем этапе психокоррекции важной задачей является
организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также
развитие основных психологических процессов.
Режим занятий:
8 раз в месяц
Продолжительность занятий: 20 мин.

8. Ожидаемые результаты реализации программы.
Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу
для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям
происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром.
Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный
комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.
- Сформируется позитивное отношение к самим себе и
окружающему
миру
- Разовьются навыки адекватного взаимодействия с окружающими.
- Обучатся навыкам адекватного реагирования в конфликтных ситуациях.
- Эмоционально-положительно реагировать на общение с близкими
родственниками, знакомыми детьми и взрослыми;
- Здороваться при встрече и прощаться при расставании, благодарить за
услугу;
- Называть свое имя, отдельные слова;
- Называть имена некоторых сверстников по группе;
- Идентифицировать себя по полу (девочка, мальчик);
- Выражать словом свои основные потребности и желания;
- Выполнять предметно-игровые и предметно-орудийные действия: держать
ложку, пить из чашки, действовать совком или лопаткой, возить машину,
нагружать в машину кубики, кормить куклу, переносить стул и ставить его
на определенное место, проводить линии карандашом, мелом, краской,
фломастером;
- Выражать свое сочувствие (пожалеть, помочь);
- Играть любимыми игрушками и занятиями; конструктор, лепка, рисование,
аппликация.

9.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
программы.
Итоговая
диагностика.
Диагностика
эмоционально-поведенческих
особенностей.
II.

Учебно-тематический план.

Выбор упражнений для тренинга:
Виды развивающих игр:
Предметная;
Сюжетно-ролевая;
Стереотипная;
Сенсорная.

предлагаются сначала легкие, затем более сложные упражнения, в
зависимости от ребенка;

после каждого упражнения обязательно следуетхвалить ребенка

от предлагаемых упражнений ребенок должен получать только
положительные эмоции


Познавательное развитие
В дошкольном возрасте совершенствуются и качественно изменяются
способы ориентировки ребенка в окружающей действительности; возникают
новые средства ориентировки; содержательно обогащаются представления и
знания ребенка о мире; начинает складываться целостная система отношений
и знаний, в которой объединяются ценностно значимые ориентиры
деятельности ребенка и понимание смысла этой деятельности самим
ребенком.
Учить ребенка соотносить действия, изображенные на картинке, с
реальными действиями; изображать действия по картинкам.
Формировать у ребенка целостный образ предметов: учить самостоятельно
складывать разрезные картинки из четырех частей с разной конфигурацией
разреза.
Учить ребенка соотносить плоскостную и объемную формы: выбирать
объемные формы по плоскостному образцу, плоскостные формы по
объемному образцу.
Развивать у ребенка восприятие и память: вести отсроченный выбор
предметов, различных по форме, цвету и величине, с использованием образца
(отсрочка по времени 10 с).
Учить ребенка производить сравнение предметов по форме и величине,
проверяя правильность выбора практическим примериванием.
Учить ребенка вычленять цвет (форму, величину) как признак,
отвлекаясь от назначения предмета и других признаков.
Познакомить ребенка с пространственными отношениями между
предметами: высокий - низкий, выше - ниже; близко - далеко, ближе дальше.
Учить ребенка воспроизводить пространственные отношения по
словесной инструкции.
Учить ребенка опознавать предметы по описанию, с опорой на
определяющий признак (цвет, форма, величина).
Учить ребенка изображать целый предмет с опорой на разрезные
картинки (составление целого из частей в представлении).
Развивать у ребенка координацию руки и глаза в процессе обучения
способам обследования предметов: зрительно-тактильно - ощупывать,
зрительно-двигательно - обводить по контуру.

1.

Учить ребенка передавать форму и величину предметов в лепке после
зрительно-тактильного обследования.
Учить ребенка воспринимать, различать бытовые шумы, шумы явлений
природы (сигнал машины, звонок телефона, дверной звонок; шум пылесоса,
шум двигателя, шум стиральной машины; шум ветра, журчание воды,

шуршание опавших листьев; шум воды, капающей из крана, шум водопада,
шум дождя).
Формировать представления ребенка о звуках окружающей
действительности.
Продолжать развивать вкусовую чувствительность и формировать
представления о разных вкусовых качествах.
Предметные игры для детей:
Мячик - катись
Педагог садиться напротив ребенка на полу, и толкает
мяч по направлению к нему. Нужно дать инструкцию
вернуть мячик таким же образом. Можно играть в группе,
когда ребенок в ней освоиться.
Открой- закрой
Необходимо подготовить коробочки, баночки, футляры и
т.д, с разными видами застежек. И поместить в них
бусинки или маленькие игрушки. Предложите ребенку
достать их. Если возникнут трудности, помогите малышу
справиться с застежкой, показав принцип ее работы.
Ужин для кукол
Предложите малышу приготовить куклам кушать из
пластилина, глины, кинетического песка т.д. Так, может
получиться колбаса, хлеб, торт, блинчики, сосиски.
Взрослый должен продемонстрировать, как можно
«приготовить» то или иное блюдо.
Овощное рагу
Предложите малышу приготовить зверятам – малышам
покушать овощи и фрукты(муляжи). Обязательно при
этом проговаривать несколько раз название каждого
фрукта и овоща.
Программа занятий детей с аутизмом состоит из игр, которые
направлены на всестороннее развитие ребенка.
Так, наверное, наиболее сложными являются сюжетно-ролевые игры, и
вовлечь в них малыша можно только тогда, когда он сам в этом
заинтересован. Однако самой большой сложностью является нежелание
вступать в контакт с остальными детьми и работать в группе. Поэтому к
таким играм нужно переходить только в комфортной для ребенка обстановке
и адаптации к окружению. В игре можно использовать любимые игрушки
ребенка или те, которые он сам выберет в кабинете психолога.
2.Сенсорное развитие.
Следующим видом игр является — сенсорная. Она выполняет
следующие задачи нахождение контакта со взрослым, установление
доверительных отношений; проживание позитивных эмоций, получение
информации об окружающем мире; снятие напряжение, переживание новых
сенсорных впечатлений; введение нового понимания социального
взаимодействия, привыкание к выполнению определенной роли (при
введении в игру сюжета).
Вариантов такой игры может быть масса. Например, игры с красками,
водой, мыльными пузырями и тенью, которые отлично увлекают

маленьких аутят. Ниже перечень возможных форм проведения
упражнения.
1) «Смешиваем краски». Цель игры – создать новый цвет. Объясните
ребенку, из каких двух или трех цветов, можно получить новый. Дайте
ему волю в фантазиях, и направляйте аккуратно и мягко.
2) «Кукольный обед». Посадите по кругу за стол кукол и другие
имеющиеся игрушки. Поставьте перед ними стаканчики с водой
имитирующей определенный напиток (белая вода – молоко, красная –
вишневый сок и т.д.). В этой игре можно добавлять сюжеты,
представляя, что вы с ребенком находитесь в кафе. Или можно
предложить подсчитать количество гостей за столом.
3) Игры с водой. Тут можно переливать ее из одного сосуда в другой,
купать в ней кукол, делать фонтан, подставляя под струю крана ложку
и т.п.
4) «Пенный замок». Налейте в сосуд воду, добавьте туда жидкого мыла или
моющего средства, вспеньте. Вставьте туда трубочку для коктейлей и
начинайте в нее дуть. Пена начнет увеличиваться в объемах, принимать
причудливые формы. Предложите попробовать то же самое ребенку.
5) Игры со свечами и тенью. Ярким примером является игра «Театр теней».
Вариаций проведения также много. Можно просто создавать фигурные тени
на стене, которые появляются при определенных положениях пальцев рук.
Или можно подойти к процессу основательно, и задействовать игрушки
ребенка. Например: За простыню, подсвечиваемой фонарем или свечей с
обратной стороны, разыграйте представление при помощи кукол. Можно
задействовать в этом ребенка, или же попросить комментировать
разворачивающиеся события на «экране».
6) « Совместное рисование». Игра помогает установить контакт и позитивно
повлиять на эмоциональное состояние ребенка. Причем в зависимости от
степени доверия между психологом или мамой и самим ребенком, можно
видоизменять форму проведения упражнения. На ранних этапах можно
просто демонстрировать процесс рисования или создавать рисунки, которые
пожелает ребенок. Далее, когда ребенок будет эмоционально вовлечен,
можно выводить сюжет, и растягивать его на несколько занятий. После
попробуем провести параллели происходящего на бумаге с реальной
жизнью.
3.Стереотипная игра. Основой же для взаимодействия будет являться
стереотипная игра. Она понятна для ребенка, в ней четко установлены цели и
правила. Участие принимает непосредственно аутенок. Условия игры не
меняются, действия повторяются из раза в раз. Причем самое главное в ней –
это наличие комфорта и опыт переживания позитивных эмоций. Если во

время занятий с психологом у ребенка будут яркие негативные
эмоциональные всплески, необходимо переключить на его любимую
деятельность.
4.Тактильно-двигательное восприятие
Учить ребенка дифференцировать предметы на ошупь, разные по
форме (выбор из трех).
Развивать у ребенка координацию руки и глаза, формировать у ребенка
способы обследования предметов: зрительно-тактильный (ощупывать) и
зрительно-двигательный (обводить по контуру)
Учить ребенка передавать в лепке величину предметов и их частей
после зрительно-тактильного обследования.
Учить ребенка дифференцировать предметы на ошупь, разные по
величине (выбор из трех).
Учить ребенка выбирать предметы на ошупь по словесному описанию
признаков этого предмета педагогом (предмет не называть).
Учить ребенка группировать предметы по кинестетически
воспринимаемому признаку: по материалу (деревянный — железный), по
качеству поверхности (гладкий — шероховатый).
Формировать у ребенка представления о различных качествах и свойствах
поверхности предметов.
4. Формирование мышления
Сказкотерапия. Чтение и подробный разбор персонажей.
Учить ребенка решать задачи наглядно-образного плана.
Формировать у ребенка целостное восприятие ситуаций, изображенных
на картинках, с опорой на свой реальный практический опыт.
Учить ребенка устанавливать причинно-следственные связи и
зависимости между объектами и явлениями, изображенными на картинках.
Формировать у ребенка умение выполнять операции сравнения и
обобщения.
Учить ребенка определять предполагаемую причину явления, подбирая
соответствующую картинку (например, к картинке «Флажок без древка» —
картинку «Мальчик сломал флажок», к картинке «Разбитая чашка» —
картинку «Девочка уронила чашку», к картинке «Девочка плачет» —
картинку «Девочка упала»), сделав выбор из двух-трех картинок.
Учить ребенка словесно определять последовательность событий,
употребляя слова сначала, потом, после раскладывания картинок по порядку
событий
5. Формирование элементарных количественных представлений
Работа с ребенком по формированию количественных представлений
начинается с заданий на подбор и объединение предметов по определенному
признаку — с самого начального этапа развития представлений о множестве.

Ребенка также учат выделять 1, 2 и много предметов из группы; различать
дискретные и непрерывные множества по количеству: 1, 2, много, мало,
пустой, полный. Далее, учат сравнивать множества по количеству: больше,
меньше, поровну; преобразовывать множества, уменьшая, увеличивая или
уравнивая их количество; учат пересчету предметов. Затем у воспитанника
формируют простейшие измерительные навыки: учат измерять, отмеривать,
сравнивать непрерывные множества, пользуясь условными мерками.
Формировать количественные представления с учетом ведущих видов
деятельности ребенка старшего дошкольного возраста (игровой и
изобразительной). На занятиях по математике использовать элементы
рисования и сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием.
Продолжать формировать мыслительную деятельность.
Учить
анализировать,
классифицировать,
обобщать,
рассуждать,
устанавливать причинно-следственные связи и отношения.
Развивать наглядно-образное мышление.
Формировать простейшие измерительные навыки: учить измерять,
отмерять и сравнивать протяженные, сыпучие и жидкие тела с помощью
условной мерки.
6. Ознакомление с окружающим миром
Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в
умственном развитии лишь в том случае, когда ребенок получают не
отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную
систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или
иной области.
Формировать у ребенка обобщенное представление о человеке тело,
чувства, мысли).
Учить ребенка соотносить явления окружающей действительности и
деятельность человека.
Формировать у ребенка обобщенные представления о характерных
признаках групп и категорий предметов.
Формировать у ребенка обобщенные представления о явлениях
природы.
Учить ребенка пользоваться в активной речи словесными характеристиками
и определениями, обозначающими качественное своеобразие изученных
групп предметов.
Формировать у ребенка временные представления (времена года: лето,
осень, зима, весна; время суток: ночь, день).
Учить ребенка расширять и дополнять выделяемые группы предметов
однородными предметами на основе наблюдений, практического опыта
действия с предметами, применяя имеющиеся знания и представления.
Закреплять представления ребенка о своем возрасте; учить отвечать на
вопрос:«Сколько
тебе
лет?»
Уточнять и закреплять в речи ребенка названия частей тела и лица
(лоб, губы, щеки, подбородок, локоть, колено); учить ребенка показывать

части тела и лица у себя, у своих сверстников и у игрушек в процессе
дидактических
игр.
Расширять представления ребенка о кухне, закрепляя представления о
посуде.
Закреплять у ребенка представления о домашних животных: собаке,
кошке, лошади, корове, козе; о домашних птицах: курице, утке, петухе.
Знакомить с детенышами животных: щенком, котенком, птенчиком,
цыпленком (сформировать у детей представления о том, что собака (кошка,
птица, курица) — мама. Она большая. У нее есть щенок (котенок, птенец,
цыпленок). Он маленький. Мама-собака его кормит, играет с ним, защищает.
У собаки может быть не один щенок, а два, три).
Учить ребенка узнавать изображение- временные природные картинки
в
иллюстрациях.
Продолжать учить ребенка наблюдать за изменениями объектов живой
и неживой природы. Формировать временные представления (осень,
признаки осени; лета, зимы и весны).
Знакомить ребенка с разными эмоциональными состояниями.
Закреплять у ребенка знание всех помещений детского сада и употребление
названий отдельных помещений в речи.
Формировать у ребенка представления о цикличности жизни детей в
детском саду, о необходимости соблюдения режимных моментов, обобщая
их периодичность и повторяемость в словесном плане (утром — встают,
одеваются, завтракают; днем — играют, занимаются, отдыхают; вечером —
ужинают, принимают душ, ванну, слушают музыку, ложатся спать; ночью —
спят).
Знакомить ребенка с профессиями шофера, врача и продавца.
Знакомить ребенка с разными видами бумаги и ее свойствами.
Знакомить ребенка со значением предметов домашнего обихода.
Знакомить ребенка с существенными деталями некоторых предметов:
у стола — крышка, ножки; у стула — сиденье, спинка, ножки; у платья,
рубашки, пальто—рукава,воротник,пуговицы.
Закреплять и расширять у ребенка представления о животных и их
детенышах (заяц, белка, лиса, волк, еж живут в лесу; как звери спасаются
зимой от холода и голода).
Формировать у ребенка представления о детенышах диких животных, учить
называть их словом.
Формировать у ребенка представления о жизни и деятельности людей и
животных зимой.
Знакомить ребенка со свойствами воды и снега, закрепить представление о
зиме.
Формировать у ребенка представления о труде взрослых: повар готовит
пищу; няня моет посуду; мама шьет, стирает; шофер водит
машину;строители строят дом и т.д.
Закреплять у ребенка представления о профессиональной деятельности
врача, повара, шофера, продавца.

кустарники..
Знакомить ребенка с обобщающими понятиями «мебель», «овощи»,
«фрукты»
Учить ребенка различать животных по их основным признакам: лягушка —
зеленая, прыгает, квакает, живет в пруду; еж — серый, колючий, живет в
лесу, ест грибы и ягоды и т. д.
Формировать у ребенка представления о том, что одни животные (заяц,
медведь, лиса, еж, волк) живут в лесу, а другие (курица, корова, петух, коза)
— около жилища человека.
Учить ребенка различать и называть время суток: утро, день, ночь.
Знакомить ребенка с транспортом, с правилами поведения на улице и в
транспорте.
7. Речевое развитие
Следует иметь в виду, что у детей с РАС: понимание речи намного
опережает развитие активной речи; зрительная память развита гораздо лучше
слуховой; социальное и эмоциональное развитие является наиболее
сохранной сферой; нарушение речи может быть усилено нарушением слуха;
сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов
для их запоминания; сниженный тонус и особенности строения речевого
аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого
звукопроизношения;
Отставание речи при отсутствии других форм общения, вторично
влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную.
Таким образом, формирование навыков невербального общения, как
частичной и временной замены устной речи, помогает во многом избежать
перечисленных проблем.

III.

Содержание изучаемого курса.
Тематический план занятий

Номер
занятия
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема занятия
знакомство
Что я умею
лабиринт
Умные ладошки
Ай да я!
Айболит
Действуй
Умелые ручки

9
Следопыт
10
всезнайка
11
Пришел Мурзик поиграть
12
Строим домик для друзей
Далее можно выбирать игры, в соответствии с желанием ребенка, из
приложения 1.
Конспекты занятий
Занятие №1 «Знакомство»
1. Ритуал приветствия «Хлопотушки»
Ход упражнения: в начале занятия специалист и ребенок приветствуют друг
друга тремя хлопками, соприкасаясь ладонями и проговаривая: «Привет!
Привет! Привет»
2. Игра «Дай ручку(руку)!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание
контакта.
3. Игра «Делаем прическу медвежонку»
Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы
движениями сверху вниз.
4..АРТ занятие, лепка на бумаге.
5.Ритуал прощания «Спасибо нам!»
Занятие № 2 «Что я умею»
Ритуал приветствия «Хлопотушки»
1. Игра «Подружились, покружились, обнялись»
Цель: закрепить чувство взаимного доверия, внести элемент новизны в
общение с взрослым, формировать элементарные представления о связи
музыки и движения.
2. Пальчиковая Игра «ЕЖ» СУ-ДЖОК
3.Игра «Кукла заболела»
4. Игра «Кукла Катя»
5. АРТ занятие, раскрашивание красками шаблон.
Цель: развитие мелкой моторики, активация биологически активных зон.
6.Ритуал прощания «мы - молодцы!»
Занятие № 3 «лабиринт»
1.Ритуал приветствия «Хлопотушки»
2.Игра «Маленькие ладушки»
3.Игра «Лабиринт» Цветные шарики расположить на соответствующим
цветом дорожку.
Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.
5.Игра «Голоса на ферме» (работа с книгой, сказка)
7.Ритуал прощания «Мы – молодцы!!»
Занятие № 4 «Умные ладошки»
1.Ритуал приветствия «Хлопотушки»
2.Игра «Ручки(руки)»

Цель: Формирование эмоционального и тактильного контакта со взрослым.
3.Игра «Сенсорная елочка на коврике Воскобовича»
Цель: формировать умение выделять сенсорные эталоны осязательных
признаков елочки. Учить обследовать и различать свойства предметов
(гладкая – шероховатая, мягкая –твёрдая, тёплая – холодная и т.п.)
Украшение елку геометрическими фигурками.
4.Игра «Овощное рагу»
Цель: учить ребенка названиям овощей и фруктов.
5.Игра «Здравствуй, пальчик»
Цель: учить соединять пальцы обеих рук, ставить пальчик в указанное место.
7.Ритуал прощания «Мы – молодцы!»
Занятие № 5 «Ай да я!»
1.Ритуал приветствия «Хлопотушки»
2.Игра «Возьми шарик»
Цель:Формирование эмоционального контакта со взрослым.
3.Игра «Сделай, как я»
Цель: развитие мышления
4.Игра «Обед у кукол»
Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании
стола к обеду.
5.Игра «Когда это бывает?»
6.Игра «Кати мяч в ворота»
Цель: учить ребенка катать мяч в нужном направлении, совершенствовать
навык отталкивания при катании, развивать координацию движений рук.
7.Ритуал прощания «Мы – молодцы!»
Занятие № 6 «Айболит»
1.Ритуал приветствия «Хлопотушки»
2.Игра «Иди ко мне»
Цель: Формирование эмоционального контакта со взрослым.
3.Игра «Брось мяч в корзину»
Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на величину предметов,
учить
выделять по слову - большой, маленький.
4.Игра «Дождик»
Цель: расширение кругозора ребенка, знакомство со свойствами дождя,
используется дождик с тучкой подвесной многоцветный.
5.Игра «Мир вокруг»
Цель: формирование активного словаря, стимулирование речевого развития,
ознакомление
с окружающим миром.
6.Игра «Лови мяч»
Цель: учить ребенка ловить мячи разной величины, развивать координацию
движений рук
и быстроту реакций.
7.Ритуал прощания «Мы – молодцы!»

Занятие № 7 «Действуй!»
1.Ритуал приветствия «Хлопотушки»
2.Игра «Привет! Пока!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание
контакта.
3. Игра «Выросли грибочки»
Цель: учить детей лепить предмет из двух частей, соединять две части в
целое.
4. Игра «Транспорт». Коврик Воскобовича.
Цель: развитие тактильности, пространственной ориентации, координации,
формирование эмоциональной отзывчивости и поддержания визуального
конткта.
5. Игра «Сосчитай!»( много-мало.)
6. АРТ занятие, лепка на бумаге.
7.Ритуал прощания «Мы – молодцы!»
Занятие № 8 «Умелые ручки»
1.Ритуал приветствия «Хлопотушки»
2.Игра «Стрелочки». Коврик Воскобовича.
Цель: формирование эмоционального контакта.
3.Игра «Возьми игрушку»
Цель: знакомить ребенка с новой игрушкой, учить запоминать названия
игрушек, действовать в соответствии с их функциональным назначением
4.Игра «Похлопаем в ладоши»
5.Игра «Что для чего?» Работа по картинкам.
6.АРТ занятие «Каляки – маляки»
7.Ритуал прощания «Мы – молодцы!»
Занятие № 9 «Следопыт»
1.Ритуал приветствия «Хлопотушки»
2.Игра «Ладушки».
Цель: формирование эмоционального контакта.
3.Игра «сказочные зайцы» (развивающие психологические игры)
4.Игра «Это мое!»
Цель: учить ребенка выделять себя, понимать и употреблять местоимение
"мое", подражать действиям взрослого.
5.Ритуал прощания «Мы – молодцы!»
Занятие № 10 «Всезнайка»
1.Ритуал приветствия «Хлопотушки»
2.Игра «Угадай, кто кричит»
3. АРТ занятие красками.
4. Игра «Фигуры». Коврик Воскобовича
5.Игра «Корзинка с грядки»
6. Ритуал прощания «Мы – молодцы!»
Занятие №11: «Пришел Мурзик поиграть».

1. Ход игры: психолог показывает ребёнку Кота Мурзика, надетого на руку.
Кот Мурзик здоровается с ребенком. Затем Мурзик показывает ребёнку
прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и
предлагает взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из
предложенных кубиков Мурзик строит с ребёнком домик для куклы или
гараж для машины. Психолог стимулирует ребёнка на общение с Мурзиком.
Развитие подвижно – ролевой игры.
2.АРТ занятие. Раскрашиваем краской Мурзика(трафорет кота)
Занятие№ 12 «Строим домик для друзей».
Ход игры: Психолог говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот
Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда нет дома. Давай поможем им построить дом, вместе будут строить домик для
Мурзика, затем для Шарика. После этого ребёнку предлагаются кубики и
задание построит дом.
В ходе игры проигрываются различные варианты: Мурзику холодно, Мурзик
проголодался, подул ветерок и т.п.
Далее можно выбирать игры, в соответствии с желанием ребенка, из
приложения 1.
Приложение 1
Упражнения на развитие контактности и психологической активности:
памяти, мышления, познавательной сферы, ознакомление с
окружающим миром.
(Могут быть использованы по желанию педагога и ребенка)
Игра «Подружились, покружились, обнялись»
Цель: закрепить чувство взаимного доверия, внести элемент новизны в
общение с взрослым, формировать элементарные представления о связи
музыки и движения.
Ход игры: взрослый присаживается перед малышом на корточки и, напевая
неторопливую песенку в музыкальном сопровождении или без него,
ритмично, осторожно гладит малыша по
головке, заглядывая ему в глазки:
Купите лук, зеленый лук,
Петрушку и морковку!
Купите нашу девочку,
Шалунью и плутовку!
Берет ребенка на руки и медленно кружит его в ритме вальса:
Не нужен нам зеленый лук,
Петрушка и морковка,
Нужна нам только девочка,

Шалунья и плутовка! (Шотландская песенка)
В конце крепко обнимает малыша.
Игра «Маленькие ладушки»
Цель: учить детей действовать со сверстниками, развивать чувство
музыкального ритма.
Ход игры:Взрослый поет песню, хлопая в ладоши:
Ладушки, ладушки,
Маленькие ладушки,
Рученьки-крошки
Хлопают в ладошки.
Протягивает руки к малышам ладонями вверх:
Вот они ручки!
Обращаясь к детям, взрослый спрашивает: «А где ручки у Саши (Маши)?
Саша, покажи ручки! Где ручки? Вот они!»
Взрослый поет песню под музыкальное сопровождение, а малыши
выполняют движения по показу или совместно с взрослым. Далее дети
хлопают в ладоши, повернувшись друг к другу. На последнюю фразу
протягивают ручки к сверстнику, касаясь его пальчиков своими. Взрослый
хвалит малышей, предлагает заглянуть в глазки партнера.
Игра «Дай ручку(руку)!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание
контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.
– Давай здороваться. Дай ручку!
Игра «Привет! Пока!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание
контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.
– Привет! Привет!
Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
– Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!
При прощании игра повторяется – педагог машет рукой.
– Пока! Пока!
Затем предлагает малышу попрощаться.
– Помаши ручкой на прощание. Пока!
Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в
конце занятия.
Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится
приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра
полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.
Игра «Иди ко мне»

Цель: Формирование эмоционального контакта со взрослым.
Ход игры:
Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе,
ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший». Когда ребенок подходит,
взрослый его обнимает:
«Ах, какой ко мне хороший Даниил пришел». Игра повторяется.
Игра «Возьми шарик»
Цель: Формирование эмоционального контакта со взрослым.
Оборудование. Три воздушных шара.
Ход игры.
Взрослый надувает шар, завязывает его и протягивает ребенку: «На возьми».
Когда ребенок немного подержит шар, педагог просит: «Дай мне».
Показывает, как шар летает, и снова отдает его ребенку. При этом выражает
радость, удовольствие от игры: «Какой красивый!», «Как летает!»,
оживленно хлопает в ладоши.
Игра «Ладушки».
Цель: формирование эмоционального контакта.
Ход игры: предлагаем такое четверостишье:
Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.
Игра «Хоровод».
Цель: формирование эмоционального контакта.
Ход игры: психолог совместно с ребенком выбирает из несколько игрушек,
рассаживают их по кругу. Ребенок должен поздороваться с каждой, пожав
игрушке руку (лапу). Малыш входит в центр круга, и психолог совестно с
ребенком приветствует всех такими словами:
Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.
Игра «Угадай, что звучит»
Цель: установление контактности посредством музицирования, развитие
аудиального канала, формирования внимания.
Стимульный материал: игрушки - барабан, колокольчик, молоточек, ширма.
Ход игры: Психолог показывает ребенку игрушечный барабан, колокольчик,
молоточек, называет их и просит ребенка повторить. Когда малыш запомнит
названия предметов, психолог предлагает послушать, как они звучат: он
играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще

раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней
воспроизводит звучание указанных предметов. "Что звучит?" - спрашивает
он ребенка. Малыш отвечает, и психолог снова звенит колокольчиком,
стучит молоточком и т. д.
Игра «Это мое!»
Цель: учить ребенка выделять себя, понимать и употреблять местоимение
"мое", подражать действиям взрослого.
Оборудование: одежда ребенка.
Ход игры: ребенок сидит на стульчике. Перед ними сидит взрослый. В
стороне на столе лежат хорошо знакомые ребенку его собственные вещи.
Сначала взрослый берет свою вещь, прикладывает ее к груди и произносит:
«Это мой платок. Мой». Затем он берет в руки вещь ребенка, показывает ее
ребенку, спрашивает: «Это кофта. Красная кофта. Ах, какая красивая
кофта! Чья эта кофта?» Ребенок должен подойти к взрослому, взять ее и
(или) сказать: "Моя кофта" или "Моя". Если ребенок затрудняется это
сделать, тогда взрослый сам подходит к нему, прикладывает одежду к груди
малыша и говорит: "Это кофта Васи. Вася скажи: моя кофта, моя!"
(Важно научить ребенка показывать на себя жестом).
Игра «Похлопаем в ладоши»
Цель: учить детей подражать положительным эмоционально-тактильным и
вербальным способам взаимодействия с партнером.
Ход игры: взрослый находится напротив ребенка, поочередно хлопает в свои
ладони и в ладони ребенка, при этом произносит потешку:
Хлопну я в ладоши, буду я хороший,
Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Упражнения на усиление психологической активности, социализация
ребенка, организация целенаправленного поведения, развитие основных
психологических процессов.
Игра «Фигуры»
Цель: Ознакомление детей с геометрическими фигурами (круг, овал,
треугольник).
Ход занятия: Показывая ребенку геометрическую фигуру , кладем фигуру в
ее «домик» Работа с обьемными фигурами.
Игра «Выросли грибочки»
Цель: учить детей лепить предмет из двух частей, соединять две части в
целое.
Оборудование: готовые шляпки из пластилина, гриб - образец.
Ход игры: взрослый показывает детям образец гриба, объясняет, что у него
есть ножка и шляпка. Далее сообщает, что шляпки слепила белочка, а ножки
будут лепить дети. Взрослый показывает способы выполнения действий:

отрывает кусочки пластилина от большого куска, раскатывает прямыми
движениями кусочки пластилина между ладонями. Затем показывает, как
соединить две части. После этого детям раздаются шляпки и предлагается
слепить целый грибок.
Дети играют со своими поделками.
Игра «Разноцветные краски»
Цель: знакомить с красками, формировать интерес к рисованию.
Оборудование: лист ватмана или обоев, краски.
Ход занятия: взрослый расстилает ватман, сажает ребёнка рядом с собой,
начинает рисовать, беря краску руками. При этом он называет цвет краски,
показывает и комментирует, что он рисует. Затем побуждает ребёнка
действовать, подражая взрослому.
В тех случаях, если ребёнок не действует сам, взрослый обмакивает в краску
пальчики малыша и проводит ими по бумаге: «Вот у нас какая дорожка, это
зайчик проскакал и следы оставил». Затем обмакивает всю ладошку, прижми
её к листу: «А вот мишка прошёл, большие следы оставил». Даётся
возможность ребёнку самому действовать с красками, хвалит, радуется
рисунку малыша.
Игра «Птички».
Цель: формирование умения действовать образцу, выполняя инструкции
специалиста,развитие эмоциональной сферы
Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких
птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как
крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе «клюют зернышки»,
стуча пальцами по полу.
Ознакомление с окружающим миром
Игра «Возьми игрушку»
Цель: знакомить ребенка с новой игрушкой, учить запоминать названия
игрушек, действовать в соответствии с их функциональным назначением.
Оборудование: игрушки.
Ход игры: взрослый достает из яркой красивой коробки по одной игрушке.
Обращается к ребенку с вопросом: «Что это?» Если ребенок не называют
игрушку, взрослый ставит ее на стол, называет и обыгрывает. Например:
«Это мячик, он катится. Это матрешка, топ, топ, матрешка идет в гости. Это
зайчик, он прыгает». Взрослый побуждает ребенка взять игрушку и
выполнить с ней предметно-игровое действие. Затем ребенок ставит игрушку
в коробку и называет ее.
Игра «Кто это?» «Что это?»
Цель: ознакомление с окружающим миром посредством наглядных картинок,
умение обобщать.

Ход игры: Психолог показывает ребенку картинки на определенную
тематику, рассказывает об объектах, изображенных на них, просит ребенка
показать части объекта. Потом психолог обобщает все картинки: «Смотри,
все это – птицы (домашние животные, рыбы, овощи, ягоды). Далее
специалист может предложить ребенку другие карточки с наглядным
материалом: фрукты, овощи, посуда, транспорт и т.д
Развитие психических функций
Развитие внимания
Игра «Голое дерево»
Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на форму предметов,
формировать практические способы ориентировки (метод проб).
Оборудование: Дерево с голыми ветками, на них расположены палочки для
нанизывания листьев и цветов.
Ход игры: взрослый ставит перед ребенком коробку с листьями и цветами,
обращает внимание на форму и предлагает одеть предметы на дерево. При
этом вначале надеваются листья одного цвета, потом другого. Потом
надеваются цветы.
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: вызвать у ребенка интерес к действиям с предметами, учить способам
выявления свойства этих предметов.
Оборудование: мешочек, два шарика и два кубика одного размера и одного
цвета.
Ход игры:
I вариант: взрослый показывает мешочек и на глазах у ребенка кладет в него
шарик и кубик; показывает второй кубик и дает ребенку его потрогать,
рассмотреть. Затем предлагает достать из мешочка такой же предмет.
Сравнивает предметы и обобщает: "Ты достал такой же, кубик". Игра
повторяется с шариком.
II вариант: взрослый показывает мешочек и на глазах у ребенка кладет в него
шарик и кубик. Ребенок держит руки за спиной, взрослый кладет в них
второй кубик, просит потрогать и запомнить, что у него в руке, затем
предлагает достать из мешочка такой предмет. Сравнивает предметы и
обобщает: "Ты достань такой кубик". Игра повторяется с шариком.
Игра «Брось мяч в корзину»
Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на величину предметов,
учить выделять по слову - большой, маленький.
Оборудование: мячи одного цвета двух размеров, корзина.
Ход игры: взрослый ставит недалеко от ребенка корзину и набор мячей,
предлагает ему бросать мячи в корзину: «Бери такой, как у меня, большой,
бросай! Теперь снова бери большой, бросай». Взрослый обобщает: «В
корзине - только большие мячи, а здесь –маленькие». Затем ребенку
предлагают выбирать и бросать только маленькие мячи.

Игра «Дорисуй ниточку»
Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом
сличения (такой – не такой).
Оборудование: нарисованные на листе бумаги круги двух цветов,
фломастеры соответствующего цвета.
Ход игры: взрослый показывает круги и говорит: «Вот шарики, они могут
улететь, их надо привязать. Помоги, нарисуй ниточки к шарикам. Шарики
разного цвета, каждому шарику надо нарисовать свою ниточку, возьми
подходящий по цвету фломастер. Смотри внимательно, возьми такой же
фломастер как этот шарик и т.д.».
Игра «Угадай, кто в домике живет?»
Цель: учить ребенка дифференцировать звукоподражания.
Оборудование: два домика, собачка и кошечка.
Ход игры: взрослый показывает ребенку собачку и говорит: «У меня собачка,
она умеет лаять, вот так - гав-гав. Она живет в этом домике - сажает собачку
в один из домиков. - А это кошечка. Она умеет мяукать - мяу-мяу. Она живет
в другом домике. Теперь угадай, кто живет в этом домике?» Взрослый
произносит одно из звукоподражаний, после ответа показывает игрушку:
«Правильно, ты угадал. Это собачка так лает».

Социально-эмоциональное развитие
Игра «Делаем прическу»
Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы
движениями сверху вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на
ее прическу:
«Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик.
Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Взрослый
расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша
попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом
помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце
расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание
на то, что он стал таким же красивым, как кукла.
Игра «Кукла заболела»
Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.
Оборудование: кукла, носовые платки.

Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: «Вот кукла
Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у
нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!» Взрослый
произнести потешку:
Маша заболела, трудно ей дышать,
Мы платочком будем носик вытирать!
Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок,
демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.
Игра «Похлопаем в ладоши»
Цель: учить детей подражать положительным эмоционально-тактильным и
вербальным способам взаимодействия с партнером.
Ход игры: взрослый находится напротив ребенка, поочередно хлопает в свои
ладони и в ладони ребенка, при этом произносит потешку:
Хлопну я в ладоши, буду я хороший,
Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Речевое развитие
Игра «Кто кричит?»
Цель: учить ребенка дифференцировать звукоподражания и называть
животных.
Оборудование: музыкальный центр с животными и их голосами.
Ход игры: взрослый показывает центр и демонстрирует голоса животных.
Затем за экраном нажимает на клавишу и просит ребенка назвать животного,
чей голос звучал.
Игра «Моя семья»
Цель: формировать у ребенка интерес к речи, учить произносить слова по
подражанию.
Оборудование: два набора вязаных напальчников с изображением
персонажей семьи: папы, мамы, сына, дочки.
Ход игры: взрослый надевает себе на палец вязаный напальч-и говорит: «Вот
папа. Здравствуй, Миша. Я – папа» и т.д. После того, как напальчники будут
надеты, взрослый предлагает ребенку показать и назвать по очереди всех
членов семьи. Игра проводится несколько раз.
Игра «Корзинка с грядки»
Цель: стимулирование речевого развития, развитие умения обобщать овощи
и фрукты.
Оборудование: корзинка, набор муляжей овощей и фруктов.
Ход игры: специалист предлагает ребенку разделить на группы «продукты с
грядки», которые находятся в корзинке. Ребенок должен назвать каждый
элемент в корзинке и определить его группу: овощ или фрукт.
Игра «Голоса на ферме» (работа с книгой)
Цель: учить ребенка дифференцировать звукоподражания и называть
животных.
Оборудование: книга с животными и их голосами (3D картинки и звуки)

Ход игры: специалист показывает картинки и демонстрирует голоса
животных. Рассказывает про каждого животного. Затем просит ребенка
назвать животного, и повторить голосом звук животного.
Моторное развитие
Игра «Догони мяч»
Цель: учить ребенка бросать мяч,; идти, неся мяч в двух или в одной руке в
зависимости от размера мяча.
Ход игры: взрослый бросает мяч ребенку, учит его ловить и бросать.
Постепенной увеличивая или уменьшая расстояние между ребенком и
взрослым.
Игра «Самолётик – самолёт»
Цель: учить детей выполнять действия по подражанию взрослому.
Ход игры: взрослый показывает детям, как играть в "самолёт": разводит руки
в стороны, ладонями вверх, поднимает руки вверх - вдох, делает поворот в
сторону. Произносит "ж-ж-ж", - выдох, стоит прямо, опустив руки, - пауза и
т.д. Затем взрослый побуждает детей подражать его движениям, читает
стишок:
Самолётик - самолёт (разводит руки в стороны)
Отправляется в полёт (ладонями вверх, - вдох)
Жу, жу, жу, (делает повороты вправо),
Жу, жу, жу, (влево - выдох)
Постою и отдохну (встаёт прямо, опустив руки).
Игра «Вышел пальчик погулять»
Цель: учить ребенка выделять каждый палец отдельно, выполнить
определенные действия.
Оборудование: стол и два стула, лист бумаги с нарисованной Дорожкой и
кружочками (кочки).
Ход игры: взрослый показывает ребенку свои руки и говорит, что пальчики
любят гулять по дорожке. Удерживая все пальцы, кроме одного в кулаке,
демонстрирует, как «топает» пальчик по дорожке, а затем «прыгает» по
кочкам. Предлагает
ребенку так же складывать пальцы и «протопать» каждым пальчиком сначала
по дорожке, затем «попрыгать» по «кочкам». При этом произносится
потешка:
Пальчик топал по дорожке топ-топ, топ-топ,
Топать стал второй немножко топ-топ, топ-топ.
Третий пальчик топал долго топ-топ, топ-топ,
А четвертый только раз - топ,
Вот большой спешит по кочкам,
Будет слушаться он нас! Топ-топ, топ-топ
Повторяем наш рассказ!
Игра повторяется с пальцами другой руки.
Игра «Здравствуй, пальчик»
Цель: учить соединять пальцы обеих рук, ставить пальчик в указанное место.
Оборудование: стол, стулья, лист чистой бумаги, карандаши.

Ход игры: взрослый показывает малышу, как пальчики умеют здороваться:
локти стоят на столе, нижние части ладоней сомкнуты, пальчики будут
здороваться, начиная с мизинчика, при этом говорит: «Здравствуй, пальчик!»
Когда все пальцы поздороваются, взрослый показывает, как нужно взять
ладошки «в замочек» - это здороваются ладошки.
Далее взрослый обводит карандашом ладонь ребенка на ли те бумаге и
показывает, что на бумаге получились его пальчики: «Вот мизинчик, вот
безымянный и т.д.». Взрослый предлагает ребенку поздороваться с
нарисованными пальчиками (приложить свои пальцы к изображению).
В конце игры ребенок накладывает свою ладошку на нарисованное взрослым
изображение.
Пальчики ребенка «здороваются» с пальцами взрослого. В конце игры
ладони малыша и взрослого складываются «в замок».
Игра «Ворона»
Цель: учить ребенка развивать содружественные движения пальчиков (по
два).
Ход игры: взрослый сидит за столом рядом с малышом. Показывает, как
соединять и разъединять большой и указательный пальцы (три остальных
пальца держатся в кулаке).
Говорит потешку:
Прилетел птенец вороны, просит у Антоши пить,
Дай, Антоша, мне водички, буду я тебя любить!
Ка-ар, ка-ар!
Игру можно повторять, чередуя руки. В конце игры взрослый хвалит
малыша.
Игра «Рисуем клубок»
Цель: учить ребенка удерживать в пальцах карандаш (фломастер).
Оборудование: два листа бумаги с аппликацией - изображением котенка,
карандаши.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку рассмотреть аппликацию и говорит:
«Котенок хочет поиграть с клубочком, давай нарисуем клубок!», показывает,
как рисовать клубок на первом листе. Затем дает ребенку второй лист бумаги
и предлагает нарисовать клубок для другого котенка.

Литература

1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию
познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. –
М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших
школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А.
Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами
в развитии. - СПб.,2003.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998
Виды
развивающих
игр:
7.
источник: https://autizmy-net.ru/igryi-i-razvivayushhiesya-zanyatiya-dlyadetey-s-autizmom/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».