Программа логогруппы 2023

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 95 «Рябинушка»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ№ 95
Мошкина Т.Н.
«____»_______________2023г.

ПРИНЯТА
на заседании
педагогического совета
31.08.2023 года

Рабочая программа
учителя-логопеда
на 2023-2024 учебный год.

Разработала:
Учитель-логопед
Самарина С.А.

г. Улан-Удэ
2023 год.
1

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Пояснительная записка.
Цели и задачи реализации рабочей программы.
Принципы и подходы к формированию рабочей программы.
Характеристика возрастных особенностей детей с нарушениями речи.
Планируемые результаты.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии
с направлениями речевого развития ребенка.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
рабочей программы.
2.3. Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОНННЫЙ
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды
логопедического кабинета.
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения
коррекционного логопедического процесса.

2

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1.1. Пояснительная записка
В настоящее время требования к образовательному процессу
основываются на федеральных государственных образовательных стандартах
дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей
каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы и
трудности в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень
часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого
развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов,
незрелостью
эмоционально-личностной
сферы,
неблагоприятным
социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.
Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с
ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация
дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений
развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с
ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в
условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется
повышением требований к организации и осуществлению коррекционнообразовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и
интеграцию детей в общество. Все вышесказанное, вызывает необходимость
разработки Рабочей Программы коррекционно-развивающей деятельности
учителя-логопеда в условиях логопедической группы дошкольной
образовательной организации.
Данная Программа коррекционной образовательной деятельности
учителя-логопеда составлена на один учебный год и предназначена для детей
4– 6 лет с различными речевыми патологиями ( ОНР и др.), зачисленных в
логопедическую группу МБДОУ № 95. Рабочая Программа разработана в
соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка; Декларацией прав
ребенка; Законом 273 ФЗ РФ «Об образовании», согласно нормативам
«Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»
Сан
ПиН
2.4.1.3049-13; Сан
ПиН
2.4.2.3286-15,
утверждённого
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10.07.2015 г. № 26. Содержание рабочей программы
соответствует Федеральным государственным стандартам, установленным в
соответствии с требованием ст. 12, ст. 2 «Закона об образовании», Уставу
МБДОУ № 95, целям и задачам Основной Образовательной Программы
МБДОУ детский сад № 95 Положению о логопедической группе.

3

Рабочая программа разработана на основе программ:
1.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных
образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с
нарушениями речи, – М.: Просвещение, 2016 (5-е издание).
2.Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного
образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (в соответствии с ФГОС ДО) – ДЕТСТВОПРЕСС, Санкт-Петербург, 2016.
С учетом положений основной образовательной программы «От рождения до
школы», Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. , – Мозаика - Синтез,
2016.
1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы
Цель программы – создать условия для формирования полноценной
фонетической и лексико-грамматической системы языка, развития
фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа
и синтеза у детей с нарушениями речи ( ОНР и др. речевыми патологиями),
зачисленных в смешанную коррекционную логопедическую группу ДОУ.
В процессе коррекционного процесса решаются следующие задачи:
раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
преодоление недостатков в речевом развитии;
воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие
слухового восприятия;
нормализация звукопроизношения и слоговой структуры слова;
развитие навыков звукового анализа и синтеза;
развитие
лексико-грамматических
категорий
(монологической и диалогической речи).

и

связной

речи

Основной формой работы с детьми является игровая деятельность —
основная
форма
деятельности
дошкольников.
Все коррекционноразвивающие (индивидуальные и подгрупповые), в соответствии с Рабочей
программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и
развивающими игровыми упражнениями.
Таким образом, основной задачей Рабочей программы учителялогопеда на 2023 - 2024 учебный год является овладение детьми
самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и
коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка,
4

элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к
обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей
ступенью системы общего образования.

1.3. Принципы и подходы формирования рабочей программы
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом
следующих принципов:
- принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и
психического развития детей с нарушениями речи;
-онтогенетический принцип,
детской речи в норме;

учитывающий

закономерности

развития

- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и
потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого
образовательного процесса;

ребенка

полноправным

участником

- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных
интересов каждого ребенка;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия
требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и
возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип концентрического наращивания информации в каждой из
последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
- принцип обеспечения активной языковой практики.
1.4. Характеристика возрастных особенностей детей с нарушениями
речи
Характеристика речевого развития детей 4-7 лет с ОНР
ОНР - это такое речевое нарушение, при котором у детей с нормальным
слухом и относительно сохранным интеллектом наблюдается недоразвитие
всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематического и лексико5

грамматического). Это обусловлено тем, что в процессе онтогенеза все
компоненты развиваются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие какого-то
одного компонента вызывает недоразвитие других компонентов речевой
системы.
Речевой опыт детей с ОНР весьма ограничен, языковые средства,
которыми они пользуются, являются несовершенными. Они далеко не
полностью удовлетворяют потребность устного обучения. Поэтому
разговорная речь детей с данными речевыми нарушениями оказывается
бедной, малословной, тесно связанной определенной ситуацией.
Вне этой ситуации она становится часто непонятной. Связная
(монологическая) речь, без которой не может быть полноценного усвоения
приобретенных детьми знаний, либо развивается с большими трудностями,
либо, вообще, полностью отсутствует.
Все указанные отклонения в развитии речи самостоятельно не
преодолеваются и не исчезают. Поэтому речевое развитие таких детей можно
обеспечить только при условии использования системы коррекционных
мероприятий, предусматривающих формирование речевой практики, в
процессе которой происходит овладение фонематическими и лексикограмматическими закономерностями языка, обучение речи как средству
общения и обобщения.
Уровень общего недоразвития речи может быть различен: от полного
отсутствия речевых средств обучения, до развернутой речи с элементами
фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Левина Р.Е. выделила три уровня общего недоразвития речи:
1. самый тяжелый – ОНР 1 уровня;
2. средний – ОНР 2 уровня;
3. более легкий – ОНР 3 уровня.
Общее недоразвитие речи I уровня.
Наблюдается почти полное отсутствие вербальных средств общения. Дети
четырех-пятилетнего возраста имеют очень скудный словарный запас,
который включает не более 20 слов. Ребенок использует либо слова звукоподражания («би-би»), либо лепетные слова (фрагменты полного
развернутого слова, например, «уту» вместо «петух»). Эти звуковые
компоненты сопровождаются мимикой и большим количеством жестов.
Также много слов диффузного значения: одно слово имеет много значений
(например, «лапа» - это все то, с помощью чего передвигаются: и ноги, и
колеса, и лапы). За словом не закреплено конкретное значение. Иногда один
и тот же предмет называется различными словами. Ребенок заменяет одно
6

слово другим (например, действие заменяет названием предмета, «кров»
(кровать) вместо «спать»). Очень грубо искажена звуковая структура слов,
воспроизводится как правило, односложная структура, реже двусложная.
Фонематические восприятие, анализ и синтез отсутствуют. Фонетическая
сторона речи тоже грубо нарушена, звукопроизношение смазанное. На этом
уровне речевого развития трудно определить, какой звук произносит
ребенок. Пассивный словарь шире активного, но понимание речи, все же,
ограничено ситуацией. Грамматический строй речи практически не
сформирован. Словоизменение и словообразование отсутствует. Появляется
фраза, но в ней нет точной связи между словами, нет грамматического
оформления, связь отсутствует в виде просодики и интонации, т.е. фразовая
речь либо полностью отсутствует на первом уровне ОНР, либо
характеризуется фрагментарностью.
Общее недоразвитие речи II уровня.
На втором уровне речевые возможности ребенка значительно возрастают.
У детей имеется довольно большой словарный запас. В речи преобладают
существительные, мало глаголов, и еще меньше прилагательных. Очень
много в речи детей наблюдается вербальных ошибок, особенно глагольных.
Много смешений, наблюдается неточность значений слов. В речи ребенка
очень много аморфных глаголов. Ребенок использует фразовую речь.
Появляются распространенные предложения. С точки зрения количества
слов предложения довольно объемные, но грамматически фраза оформлена
неправильно. Не все формы дифференцируются правильно. Ребенок
неправильно употребляет падежные беспредложные формы (неправильное
согласование существительных и прилагательных в среднем роде, особенно в
косвенных падежах). Предложно-падежные конструкции воспроизводятся
неправильно. В целом, предлоги и союзы используются редко. Для детей со
2-ым уровнем ОНР характерны грубые нарушения грамматического строя
речи. Наблюдается большое количество аграмматизмов при употреблении
существительных, глаголов; прилагательные употребляются крайне редко,
т.к. они носят отвлеченный характер. У детей усвоены только простые
формы словоизменения. Словообразование грубо нарушено. Его практически
нет, кроме уменьшительно-ласкательных форм. У детей со 2-ым уровнем
речевого недоразвития синтаксически предложения значительно лучше
сформированы, чем у детей с 1 уровнем ОНР. Понимание речи значительно
улучшается. Ребенок дифференцирует многие акустически близкие слова, но
не все. Фонематическая сторона речи нарушена, ребенок не может выделить
звук на фоне слова. Звукослоговая структура слов более развернута. Но
наблюдается грубое искажение многосложных слов, особенно слогов со
стечением.
Слова
воспроизводятся
вариативно.
Нарушение
звукопроизношения носит полиморфный характер. Правильно произносятся
гласные и простые по артикуляции звуки. Как правило, наблюдаются
7

стечения и замены. Замены характеризуют задержку фонетического развития
ребенка.
Таким образом, у детей с ОНР 2 уровня наблюдаются морфологические и
синтаксические аграмматизмы, примитивная связная речь, понимание речи
остается неполным, т.к. многие грамматические формы различаются
недостаточно.
Общее недоразвитие речи III уровня.
Этот уровень характеризуется тем, что обиходная речь становится более
развернутой, отсутствуют грубые фонетические и лексико-грамматические
нарушения. Звуковая сторона относительно сформирована, но остаются
нарушения произношения сложных по артикуляции звуков и нарушения
звукослоговой структуры слова. Особенно большие нарушения наблюдаются
во всех формах связной речи (рассказ по сюжетной картинке, рассказ на
заданную тему). Есть неточности употребления многих слов, вербальные
парафазии. Имеется несформированность семантических полей. В активном
словаре присутствуют существительные, глаголы, но мало прилагательных,
сложных предлогов и союзов, но они все-таки уже имеются. В активной речи
используются преимущественно простые распространенные предложения.
Возникают большие трудности при употреблении сложноподчиненных
предложений. Наблюдается недостаточная сформированность и неточная
дифференциация форм словоизменения и словообразования. Аграмматизмы
наблюдаются в тех формах, которые поздно появляются в онтогенезе.
Например, согласование существительных и прилагательных в среднем роде,
употребление сложных предлогов «из-за», «из-под». Очень часто
отсутствуют связующие звенья в сложноподчиненных предложениях.
Наблюдается нарушение сложных форм фонематического анализа и синтеза.
Выражены нарушения в овладении чтением и письмом.
Таким образом, на третьем уровне ОНР наибольшие
наблюдаются при построении произвольной фразы.

затруднения

1.5. Планируемые результаты
Главной
идеей
рабочей
программы
является
РЕАЛИЗАЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С
ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СИНХРОННОГО ВЫРАВНИВАНИЯ РЕЧЕВОГО И
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ,
ЗАЧИСЛЕННЫХ в коррекционную (смешанную) логопедическую
группу ДОУ.
В соответствии с ФОП ДО планируемые результаты освоения программы
конкретизируются в целевых ориентирах с учетом возрастных возможностей
и индивидуальных различий (образовательных траекторий развития) детей, а
8

также образовательных потребностей дошкольников с ТНР. Целевые
ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня
дошкольного образования.
Н.В. Нищева конкретизировала целевые ориентиры к реализации
содержания образовательной области «Речевое развитие»: в средней (от 4 до
5 лет) группе компенсирующей направленности:
• ребенок контактен, эмоциональные реакции адекватны, в общении
проявляется эмоциональная стабильность
• понимание обращенной речи приближается к норме
• в активном словаре представлены существительные, глаголы,
прилагательные, некоторые простые предлоги, сочинительные союзы
• ребенок понимает различные формы словоизменения
• может пересказать текст из трех-четырех простых предложений с опорой на
картинку и небольшой помощью взрослого, пытается использовать
сложносочиненные предложения
• может составить описательный рассказ по вопросам
• повторяет вслед за взрослым простые четверостишья
• различает нарушенные и ненарушенные в произношении звуки, владеет
простыми формами фонематического анализа
• речь ребенка интонирована
Результативность коррекционной логопедической образовательной
деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в
год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы
(маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного
процесса.
Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где
отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых
функций каждого ребенка, ежегодном отчете учителя-логопеда и анализе
эффективности работы логопедической группы ДОУ. Сроки проведения
мониторинговых исследований – сентябрь, май.
Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие»
основным
планируемым
результатом
работы
в
этой
области
является ДОСТИЖЕНИЕ КАЖДЫМ РЕБЕНКОМ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО
РАЗВИТИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ВОЗРАСТНЫМ НОРМАМ,
9

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В УСВОЕНИИ
ШКОЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЯМИ
РЕЧИ, И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ЕГО СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ
И ИНТЕГРАЦИЮ В ОБЩЕСТВЕ.
Промежуточные планируемые результаты по образовательной области
«Речевое развитие»
Ребенок 4 – 6 лет, посещающий логопедическую группу ДОУ, должен
обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
Нормализация фонетической стороны речи:
- правильно артикулирует все поставленные звуки речи в различных
фонетических позициях и формах речи;
- Дифференцирует все изученные звуки;
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми:
-свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;
- в игровом
высказывания.

взаимодействии

использует

разнообразные

ролевые

Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического
строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в
различных формах и видах детской деятельности:
-использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;
- использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы
словообразования;
- составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок;
из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков
пересказывает небольшие литературные произведения.
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
-способен проводит звуковой анализ слов различной звуковой структуры;
- способен качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные,
твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный
гласный звук);
- правильно употребляет соответствующие термины.

10

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в
соответствии с направлениями речевого развития ребенка.
I период (сентябрь–
ноябрь)
Речевые компоненты
Формирование словаря
Развитие
грамматического строя
речи

Основное содержание работы
Работать над накоплением пассивного словарного
запаса и активизацией в речи существительных,
глаголов, прилагательных по всем изучаемым
лексическим темам.
(«Осень. Признаки осени», «Осень. Названия
деревьев», «Огород. Овощи», «Сад. Фрукты»,
«Грибы. Лесные ягоды», «Наш город. Моя улица»,
«Игрушки. Спортивный инвентарь», «Одежда.
Обувь», «Я и моя семья»)
Учить понимать обобщающее значение слов и
формировать обобщающие понятия (овощи,
фрукты, одежда, игрушки, обувь, посуда, продукты,
грибы, ягоды.)
Расширять словарь за счет активного усвоения и
использования в экспрессивной речи личных
местоименных форм, притяжательных
местоимений, притяжательных прилагательных ,
определительных местоимений, наречий,
количественных и порядковых числительных.
Сформировать понимание простых предлогов.
Сформировать понятие «слово» и умение
оперировать с ним
Учить различать и употреблять существительные
мужского, женского и среднего рода в
единственном и множественном числе в
именительном падеже.
Формировать умение понимать вопросы косвенных
падежей и употреблять существительные мужского,
женского и среднего рода в косвенных падежах с
начала в беспредложных конструкциях, затем в
предложных конструкциях с простыми предлогами.
Учить образовывать существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик,11

чик,-ечк–еньк (пальчик. домик)
Формировать умение образовывать и использовать
в речи глаголы в повелительном наклонении,
инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в
изъявительном наклонении.
Учить различать и употреблять противоположные
по значению названия действий и признаков.
Обучать согласованию притяжательных
местоимений и имен прилагательных с
существительным и мужского и женского рода

Развитие связной речи
Развитие фонетикофонематической
системы языка и
навыков языкового
анализа.
Развитие
просодической
стороны речи
Коррекция
звукопроизношения
Работа над слоговой
структурой
Развитие навыков
звукового анализа и
синтеза

Формировать умение составлять предложения из
нескольких слов по вопросам, по картинке и по
демонстрации действия, дополнять предложения
недостающими словами.
Обучать распространению простых предложений
однородными подлежащими и сказуемыми.
Развивать умение вслушиваться в обращенную
речь.
Развивать реакцию на интонацию и мимику,
соответствующую интонации. Работать над
соблюдением единства и адекватности речи,
мимики, пантомимики, жестов - выразительных
средств в игре и ролевом поведении.
Формировать умение «оречевлять» игровую
ситуацию
Развивать умение поддерживать беседу, задавать
вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга
до конца.
Формировать умение повторять за взрослым
описательный рассказ из 2-3 простых предложений,
а затем составлять короткий описательный рассказ
по алгоритму или предложенному взрослым плану
с помощью взрослого.
Формировать навыки пересказа. Обучать
пересказывать хорошо знакомые сказки или
небольшие тексты с помощью взрослого и со
зрительной опорой.
Формировать правильное речевое дыхание и
12

длительный ротовой выдох. Формировать навык
мягкого голосоведения.
Воспитывать правильный умеренный темп речи (по
подражанию логопеду). Развивать ритмичность и
интонационную выразительность речи, модуляцию
голоса
Уточнить произношение гласных звуков и
согласных раннего онтогенеза в свободной речевой
деятельности.
Активизировать движения речевого аппарата,
готовить его к формированию звуков всех групп.
Сформировать правильные уклады свистящих и
шипящих звуков, автоматизировать поставленные
звуки в игровой и свободной речевой деятельности.
Формировать умение различать на слух длинные и
короткие слова. Формировать умение запоминать и
воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения
и интонации; цепочки слогов с разными
согласными и одинаковыми гласными; цепочки
слогов со стечением согласных.
Научить правильно передавать ритмический
рисунок двухсложных и трехсложных слов,
состоящих из открытых слогов; односложных слов;
двухсложных слов со стечением согласных с
простым звуковым наполнением со зрительной
опорой.
Сформировать понятие слог (часть слова) и умение
оперировать этим понятием.
Сформировать умение различать гласные и
согласные звуки. Научить выделять из ряда звуков
гласные звуки.
Сформировать первоначальные навыки анализа и
синтеза. Научить выполнять анализ и синтез
слияний гласных звуков.
Научить выделять начальные ударные гласные [а],
[у], [о], [и], из слов, различать слова с начальными
13

Обучение элементам
грамоты

ударными гласными.
Научить выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м],
[к] из ряда звуков, cлогов, слов, из конца и начала
слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по
артикуляционным и акустическим признакам ([м]—
[н], [п]—[т], [б]—[д],[к]—[т]) в ряду звуков, слогов,
слов. Научить производить анализ и синтез сначала
обратных, а потом и прямых слогов, и слов из трех
звуков (ам, он, пу, та, кот, уха).
Научить подбирать слова с заданным звуком.
Сформировать понятия звук, гласный звук,
согласный звук и умение оперировать этими
понятиями.
Сформировать понятие буквы и представление о
том, чем звук отличается от буквы. Познакомить с
гласными буквами А, У, О, И, с согласными
буквами Т, П, Н, М, К.

II период
(декабрь-февраль)

Сформировать навык и составления букв из
палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики,
Формирование словаря лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою
манки и в воздухе. Научить узнавать пройденные
Развитие
буквы, изображенные с недостающими элементами;
находить знакомые буквы в ряду правильно и
грамматического
зеркально изображенных букв.
Строя речи
Сформировать навыки составления и чтения
Развитие связной речи слияний гласных, закрытых и открытых слогов и
слов с пройденными буквами, осознанного чтения
Развитие общих
коротких слов.
речевых навыков
Работать над накоплением пассивного словарного
запаса и активизацией в речи существительных,
глаголов, прилагательных по всем изучаемым
лексическим темам («Зима. Зимующие птицы»,
«Дикие животные и их детеныши», «Домашние
животные и их детеныши», «Кухня, Посуда»,
«Человек. Части тела», «Новогодний праздник»,
«Домашние птицы», «Транспорт. Профессии на
транспорте», «Профессии», «Материалы и
инструменты», «Наша армия».
Формировать обобщающие понятия (по изучаемым
лексическим темам) Обобщить и расширить
14

представления детей о явлениях неживой природы
зимой.
Расширить представления о разнообразии птиц и об
их общих признаках. Уточнить представления об
образе жизни диких и домашних животных зимой.
Учить устанавливать простейшие связи между
зимними условиями и особенностями поведения
зверей.
Расширить представления детей о новогоднем
празднике. Познакомить детей с военными
профессиями
Закреплять умение согласовывать слова в
предложении вроде, числе, падеже.
Упражнять в употреблении существительных с
суффиксами: -онок, -енок, -ат, -ят.
Закрепить в речи простые предлоги: на-с, в-из, под,
к.
Учить согласовывать существительные с
местоимениями в роде и числе (мой пистолет, моя
форма, моя фиалка, мой стол)
Продолжать совершенствовать образование
существительных и глаголов множественного числа
от единственного.
Учить употреблять в речи формы повелительного
наклонения глаголов: идти, лежать, бежать.
Учить согласовывать числительные от 1 до 5 с
именами существительными. Учить строить фразу
с дополнением, выраженным именем
существительным единственного числа в
родительном падеже с предлогом «с».
Учить строить фразу из 4 слов с предлогом
Заниматься совершенствованием диалогической
речи. Закрепить умение отвечать на вопросы
предложениями из 2 – 3 слов.
Закрепить умение строить предложения из 2 -3 слов
15

по демонстрации действий и по картинке.
Упражнять детей в составлении рассказов описаний
и загадок – описаний о зимующих и домашних
птицах, диких и домашних животных.
Учить детей пересказывать тексты из 2-3 простых
предложений и составлять коротенький рассказ по
сюжетной картине (по наводящим вопросам)
Учить детей поддерживать беседу: задавать
вопросы и правильно отвечать на них.
Учить детей составлять рассказы из 3 предложений
о предмете и по картинке. Учить пересказывать
текст по картинно-графическому плану. Обучать
пересказу хорошо знакомых сказок или небольших
текстов с помощью взрослого и со зрительной
опорой.
Продолжить работу по формированию правильного
физиологического и речевого дыхания.
Работать над плавностью речи. Закрепить умение
изменять силу голоса. Продолжить работу над
темпом речи.
Совершенствовать интонационную
выразительность речи. Воспитывать правильный
умеренный темп речи.
Звукопроизношение
Работа над слоговой
структурой
Развитие навыков
звукового анализа и
синтеза

Продолжить подготовку артикуляционного
аппарата к формированию правильной артикуляции
звуков всех групп в процессе выполнения общей
артикуляционной гимнастики и артикуляционного
массажа.
Формировать правильную артикуляцию
нуждающихся в исправлении звуков.
Сформировать правильные уклады свистящих и
шипящих звуков, автоматизировать поставленные
звуки в игровой и свободной речевой деятельности.
Начать формирование правильной артикуляции
соноров.
16

Упражнять детей в передаче ритмического рисунка
слова. Работать над односложными словами из
закрытого слова. Учить воспроизводить слоги со
стечением согласных. Учить дифференцировать на
слух короткие и длинные слова.
Учить детей выделять из ряда звуков гласные О, У,
Э, Ы, И, А
Формировать первоначальные навыки анализа и
синтеза. Научить выполнять анализ и синтез
слияний гласных звуков. Научить выделять
начальные ударные гласные, а, у, о, и из слов.
Совершенствование фонематических
представлений, развития навыков звукового
анализа и синтеза: продолжать учить выполнять
анализ и синтез слияний гласных звуков. Закрепить
умение выделять начальные ударные гласные, а, у,
о, и из слов.
Учить выделять согласные звуки т, п, н, м, к из ряда
звуков, слогов, слов, из конца и начала слов;
дифференцировать звуки, отличающиеся по
артикуляционным и акустическим признакам (м-н,
III период (март-май) п-т, б-д, к-т) в ряду звуков, слогов, слов.
Работать над накоплением пассивного словарного
Формирование
запаса и активизацией в речи существительных,
словаря
глаголов, прилагательных по всем изучаемым
лексическим темам ( «Весна», «Мамин праздник.
Профессии мам», «Первые весенние цветы»,
Развитие
грамматического строя «»Цветущие комнатные растения», «Птицы
прилетели»,
речи
Развитие связной речи
Развитие общих
речевых навыков

«Космос», «Насекомые», «Рыбки в аквариуме»,
«Дикие и домашние животные весной», «День
Победы», «Мебель», «Лето. Цветы на лугу» )
Формировать обобщающие понятия (по изучаемым
лексическим темам) Обобщить и расширить
представления детей о явлениях неживой природы
зимой.
Расширить представления о разнообразии птиц и об
их общих признаках. Уточнить представления об
образе жизни диких и домашних животных зимой.
Учить устанавливать простейшие связи между
17

зимними условиями и особенностями поведения
зверей.
Расширить представления детей о новогоднем
празднике. Познакомить детей с военными
профессиями
Закреплять умение согласовывать слова в
предложении в роде, числе, падеже.
Упражнять в употреблении существительных с
суффиксами: -онок, -енок, -ат. -ят.
Закрепить в речи простые предлоги: на-с, в-из, под,
к.
Учить согласовывать существительные с
местоимениями в роде и числе. (мой пистолет, моя
форма, моя фиалка мой стол)
Продолжать совершенствовать образование
существительных и глаголов множественного числа
от единственного.
Учить употреблять в речи формы повелительного
наклонения глаголов: идти, лежать. бежать.
Учить согласовывать числительные от 1 до 5 с
именами существительными. Учить строить фразу
с дополнением, выраженным именем
существительным единственного числа в
родительном падеже с предлогом «с».
Учить строить фразу из 4 слов с предлогом
Заниматься совершенствованием диалогической
речи. Закрепить умение отвечать на вопросы
предложениями из 2-3 слов.
Закрепить умение строить предложения из 2-3 слов
по демонстрации действий и по картинке.
Упражнять детей в составлении рассказов описаний
и загадок –описаний о зимующих и домашних
птицах, диких и домашних животных.
Учить детей пересказывать тексты из 2-3 простых
предложений и составлять коротенький рассказ по
18

сюжетной картине (по наводящим вопросам)
Учить детей поддерживать беседу: задавать
вопросы и правильно отвечать на них.
Учить детей составлять рассказы из 3 предложений
о предмете и по картинке. Учить пересказывать
текст по картинно-графическому плану. Обучать
пересказу хорошо знакомых сказок или небольших
текстов с помощью взрослого и со зрительной
опорой.
Продолжить работу по формированию правильного
физиологического и речевого дыхания.
Работать над плавностью речи. Закрепить умение
изменять силу голоса. Продолжить работу над
темпом речи.
Совершенствовать интонационную
выразительность речи. Воспитывать правильный
умеренный темп речи.
Звукопроизношение
Работа над слоговой
структурой
Развитие
Навыков звукового
анализа и синтеза

Продолжить подготовку артикуляционного
аппарата к формированию правильной артикуляции
звуков всех групп в процессе выполнения общей
артикуляционной гимнастики и артикуляционного
массажа.
Формировать правильную артикуляцию
нуждающихся в исправлении звуков.
Сформировать правильные уклады свистящих и
шипящих звуков, автоматизировать поставленные
звуки в игровой и свободной речевой деятельности.
Начать формирование правильной артикуляции
соноров.
Упражнять детей в передаче ритмического рисунка
слова. Работать над односложными словами из
закрытого слова. Учить воспроизводить слоги со
стечением согласных. Учить дифференцировать на
слух короткие и длинные слова.
Учить детей выделять из ряда звуков гласные О, У,
19

Э, Ы, И, А.
Формировать первоначальные навыки анализа и
синтеза. Научить выполнять анализ и синтез
слияний гласных звуков. Научить выделять
начальные ударные гласные, а, у, о, и из слов.
Совершенствование фонематических
представлений, развития навыков звукового
анализа и синтеза: продолжать учить выполнять
анализ и синтез слияний гласных звуков. Закрепить
умение выделять начальные ударные гласные, а, у,
о, и из слов.
Учить выделять согласные звуки т, п, н, м, к из рада
звуков, слогов, слов, из конца и начала слов;
дифференцировать звуки, отличающиеся по
артикуляционным и акустическим признакам (м-н,
п-т, б-д, к-т) в ряду звуков, слогов, слов.

Развитие словаря
Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в
речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым
лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения
представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной
жизни и природы. Учить понимать обобщающее значение слов и
формировать обобщающие понятия. Расширять словарь за счет активного
усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных
форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных,
определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых
числительных. Сформировать понимание простых предлогов. Сформировать
понятие слово и умение оперировать им.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи
Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и
среднего рода в единственном и множественном числе в именительном
падеже. Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и
употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в
косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в
предложных конструкциях с простыми предлогами. Учить образовывать и
использовать в речи существительные с уменьшительно ласкательными
суффиксами. Формировать умение образовывать и использовать в речи
20

глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и
прошедшем времени в изъявительном наклонении. Учить различать и
употреблять противоположные по значению названия действий и признаков.
Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен
прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.
Формировать умение согласовывать числительные с существительными
мужского и женского рода. Формировать умение составлять предложения из
нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия,
дополнять предложения недостающими словами. Обучать распространению
простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.
Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков языкового
анализа Развитие просодической стороны речи
Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
Формировать навык мягкого голосоведения. Воспитывать правильный
умеренный темп речи (по подражанию логопеду). Развивать ритмичность и
интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.
Коррекция произносительной стороны речи
Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в
свободной речевой деятельности. Активизировать движения речевого
аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп. Сформировать
правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать
поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова.
Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.
Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со
сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и
одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных. Научить
правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных
слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов
со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной
опорой. Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать
этим понятием.
Совершенствование фонематических представлений, развития навыков
звукового анализа и синтеза
Сформировать умение различать гласные и согласные звуки. Научить
выделять из ряда звуков гласные звуки. Сформировать первоначальные
навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний
гласных звуков. Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о],
[и] из слов, различать слова с начальными ударными гласными. Научить
21

выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, слогов, слов, из
конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по
артикуляционным и акустическим признакам ([м] - [н], [п] - [т], [б] - [д], [к] [т]) в ряду звуков, слогов, слов. Научить производить анализ и синтез сначала
обратных, а потом и прямых слогов, и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, кот,
уха). Научить подбирать слова с заданным звуком. Сформировать понятия
звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.
Обучение элементам грамоты.
Сформировать понятие буква и представление о том, чем звук отличается
от буквы. Познакомить с гласными буквами А, У, О, И и с согласными
буквами Т, П, Н, М, К. Сформировать навыки составления букв из палочек,
выкладывания из мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому
слою манки и в воздухе. Научить узнавать пройденные буквы, изображенные
с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и
зеркально изображенных букв.
Развитие связной речи и речевого общения
Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее
содержание. Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую
интонации. Работать над соблюдением единства и адекватности речи,
мимики, пантомимики, жестов -выразительных речевых средств в игре и
ролевом поведении. Развивать умение поддерживать беседу, задавать
вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. Формировать
умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2-3 простых
предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ с помощью
взрослого.
Формировать навыки пересказа.
Обучать пересказу хорошо знакомых сказок или небольших текстов с
помощью взрослого и со зрительной опорой.

2.2 Описание форм, способов, методов и средств реализации рабочей
программы с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики
их образовательных
22

потребностей и интересов.
Формы:
- подгрупповые занятия
- индивидуальные занятия
Способы:
- Диагностика индивидуального развития детей (диагностика речевого
развития)
- Беседы
- Наблюдения
- Игровые и дидактические упражнения
- Проблемная ситуация
- Побуждение познавательной активности детей
- Постепенное усложнение речевых и речемыслительных задач
- Повторение усвоенного материала
- Артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастика
Средства:
- Комплексно-тематический подход –
Использование ИКТ – технологий (мультимедиа презентаций)
- Использование игровых технологий
- Создание соответствующей развивающей предметно-пространственной
среды.
Методы коррекционной логопедической работы:
1. Наглядные
- непосредственное наблюдение и его разновидности;
-опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность:
Рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам);
2. Словесные
23

-чтение и рассказывание художественных произведений;
-заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок,
чистоговорок и др.
- пересказ;
- обобщающая беседа;
- рассказывание без опоры на наглядный материал;
3. Практические
- дидактические игры и упражнения;
- игры-драматизации и инсценировки;
- хороводные игры и элементы логоритмики.
2.3. Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время
уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется,
прежде всего, в семье и семейных отношениях. В нашем дошкольном
учреждении создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно
воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в
организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях,
спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных
представлениях, экскурсиях, семейных субботах. Педагоги работают над
созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для
родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы,
семинары, мастер классы.
На 2023-2024 учебный год учителем-логопедом составлен план
взаимодействия с семьями воспитанников логопедической группы ДОУ, в
котором отражены все формы и методы взаимодействия (план представлен в
годовом плане учителя-логопеда). Учитель-логопед привлекает родителей к
коррекционно-развивающей работе через систему методических
рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на
вечерних приемах и еженедельно в письменной форме в специальных
тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с
детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать
отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии. Методические
рекомендации, данные в тетрадях для домашних работ, подскажут
родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую
деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они
24

предоставят дошкольнику возможность занять активную позицию, вступить
в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью
взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные
подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи,
помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать
загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая,
рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое
внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения
ребенка в школе. К тому же, богатый иллюстративный материал пособий
освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать
занятия более интересными и яркими. Без постоянного и тесного
взаимодействия с семьями воспитанников коррекционная логопедическая
работа будет не полной и не достаточно эффективной. Поэтому интеграция
детского сада и семьи – одно из основных условий работы учителя-логопеда
ДОУ.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОНННЫЙ
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды
логопедического кабинета.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с
Программой должны обеспечивать:
- экспериментирование с доступными детям материалами;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой,
мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и
соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно
пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда
в кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения
речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии; позволяет
ребенку проявлять свои способности не только в организованной
образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие
творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает
утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует
всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее
пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок
имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать,
25

сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под
его руководством. Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда,
должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка,
способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная
насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды.
Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое,
интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует
эмоциональному и интеллектуальному развитию. Логопедический кабинет
имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:
1. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.
Она представлена книжными полками и детскими уголками и содержит
следующие разделы:
-материалы по обследованию речи детей;
-методическая литература по коррекции речи детей;
-учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями
речи;
-учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;
-пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в
коробках, папках и конвертах).
2. Информационная зона для педагогов и родителей
Она расположена на планшетах (стендах): в приемных групп, в
логопедическом кабинете и содержит популярные сведения о развитии и
коррекции речи детей, обновляется раз в месяц.
3. Зона индивидуальной коррекции речи.
Здесь располагаются большое зеркало и рабочий стол, за которым проходит
индивидуальная коррекционная работа.
Зона подгрупповых занятий.
Эта зона оборудована магнитной доской, магнитной азбукой.
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения коррекционного логопедического процесса

26

Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым
оборудованием, методическими материалами и средствами обучения. В
логопедическом кабинете имеются следующие материалы:
1. Обследование звукопроизношения.
2. Обследование понимания речи.
3. Обследование связной речи.
4. Обследование грамматического строя речи.
5. Обследование состояния словарного запаса.
6. Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа
и синтеза, фонематических представлений.
7. Обследование слоговой структуры слова.
8. Счетный материал для обследования.
9. Разрезные картинки для обследования на 2-4-6 частей.
Для формирования правильного звукопроизношения:
1. Артикуляционные упражнения (карточки).
2. Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах.
3. Картотеки индивидуальных занятий по постановке, автоматизации и
дифференциации свистящих, шипящих, сонорных звуков.
4. Пособия для работы над речевым дыханием.
5. Предметные картинки на все изучаемые звуки.
Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:
1. Цветные фишки для звукобуквенного анализа.
2. Предметные картинки на дифференциацию звуков.
3. Тексты на дифференциацию звуков
Для обучения грамоте:
1. Настенный алфавит.
2. Схемы для анализа предложений.
27

3. Наборы предметных картинок для деления слов на слоги.
Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического
строя речи:
Предметные картинки по лексическим темам.
Для развития связной речи:
1. Сюжетные картинки.
2. Предметные картинки для составления сравнительных и описательных
рассказов.
3. Схемы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».