Программа одаренный ребенок

ПРИНЯТО:
Педагогическим
Советом МБДОУ № 95
Протокол № _______
от «31» августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Утверждаю:
заведующий
Заведующий
МБДОУ
МБДОУ
№ 95№ 95
____________
Мошкина
Т.Н. Мошкина
Т.Н.
«____»________________
_____________ 2017 г.
«31» августа 2023 г.

Программа работы
с одаренными детьми в ДОУ

г. Улан-Удэ
2023

Одаренность – это системное, развивающееся
в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком
более высоких, незаурядных результатов в одном
или нескольких видах деятельности
по сравнению с другими людьми.
1.ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние системы образования характеризуется всё
большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала
развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых,
значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей
потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением,
способных созидать новое в различных сферах жизни. Выявление одаренных
детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи,
памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать
одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.
Детство является очень благоприятным периодом для развития
одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает
практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны,
ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и
родителей необходимых знаний о методах выявления и развития
одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной практике
дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки
целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического
коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых
дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные
институты, широкая общественность.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными
детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников
в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и
обучаться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия
для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для
выявления скрытой до определенного времени одаренности других
воспитанников.

Основание для разработки Программы
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. №273-ФЗ
- приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от
17.10.2013 г. №1155
- основные положения «Декларации прав человека», принятой
Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;
- Конвенция о правах ребенка 1989 г.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,
утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года №
Пр-271
- Семейный кодекс РФ
- Конституция РФ
- Федеральная целевая подпрограмма «Одаренные дети», в рамках
Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством
РФ от 03.10.2002г.;
- Устав МБДОУ «Детский сад №95 «Рябинушка».

Пояснительная записка
Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности
является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый
ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при
благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность
каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для всех детей
главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для
раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их
последующей реализации в профессиональной деятельности. Следует
подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает
надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким
образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не
затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания
и обучения одаренных детей в детском саду.
Занимаясь диагностированием детей в нашем дошкольном учреждении,
мы обнаружили следующее: результаты диагностики выявили достаточно
большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и
креативности. При этом имеет место выше среднего уровень невротизма в
этой же группе детей, вызванный, видимо, как объективными факторами, так
и психосоциальными особенностями неординарных детей. Наличие
неординарных детей в нашем учреждении повлекло за собой составление
модели управления процессом психолого-педагогического сопровождения
работы с одарёнными детьми внутри дошкольного учреждения. Мы
поставили перед собой цель – теоретически обосновать, разработать и
апробировать эту модель внутри дошкольного учреждения .
Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная
активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной
нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых
образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного
возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность
мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость
на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в
образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с
предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению
и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную
активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких
специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы
дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая
является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации
творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей
дошкольного возраста.
Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и
развития одаренных детей, их самореализации.
Воспитательная
цель:
воспитание
личности,
обладающей
коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на
фоне высоконравственных убеждений.

Образовательная цель: расширение единого образовательного
пространства детского сада для социально значимой реализации
индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.
Развивающая цель: развитие способностей одаренных детей к
включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от
реальных потребностей региона, страны и самой личности.
Задачи программы.
1.
Создать систему целенаправленного выявления и отбора
одаренных детей, поиск и систематизация методов диагностики.
2.
Создать
максимально
благоприятные
условия
для
интеллектуального развития одаренных детей, в образовательном процессе и
в свободной деятельности; для реализации их творческих способностей в
научно-исследовательской и поисковой деятельности.
3.
Внедрение
инновационных
педагогических
технологий
воспитания и обучения одаренных детей.
4.
Создать условия, способствующие организации работы педагогов
с одаренными детьми в соответствии с целями опережающего развития и
реализации образовательных и творческих возможностей.
5.
Совершенствовать
научно-методическое
и
психологопедагогическое сопровождение одаренных детей.
6.
Просветительская и партнерская работа с родителями, детскими
общественными
организациями,
учреждениями
дополнительного
образования.
7.
Обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми на
муниципальном и региональном уровне.
8. Создание банка данных одаренных воспитанников детского сада.
Механизмы реализации программы.
1.
Внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее
дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся
социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными
детьми.
2.
Совершенствование деятельности администрации по мотивации
педагогов на управление развитием исследовательских и творческих
способностей учащихся.
3.
Совершенствование технологии портфолио для построения
индивидуальной траектории развития, как учителя, так и ученика.
Выделены следующие сферы одарённости ребёнка:
 Интеллектуальная сфера
- ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и
исключительной памятью
- охотно и хорошо учится, знает больше своих сверстников и
практически применяет свои знания
- проявляет исключительные способности к решению задач
- проявляет выраженную и разностороннюю любознательность
- часто с головой уходит в то или иное занятие
- выделяется умением хорошо излагать свои мысли.
 Сфера академических достижений

- Чтение: ребёнок много читает, использует богатый словарный запас,
исключительно хорошо понимает и запоминает прочитанное.
- Математика: ребёнок проявляет большой интерес к вычислениям и
измерениям; c лёгкостью выполняет все математические операции; проявляет
необычное для своего возраста понимание математических отношений.
- Естествознание: ребёнок внимателен к предметам и явлениям;
проявляет исключительные способности к классификации; демонстрирует
опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей;
хорошо схватывает абстрактные понимания.
 Творчество
- ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с “головой
уходить” в интересную работу, занятие;
- демонстрирует высокую продуктивность деятельности; часто делает
всё по-своему;
- изобретателен в изобразительной деятельности, играх. В
использовании материалов и идей;
- часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной
ситуации;
- способен продуцировать оригинальные идеи;
- способен по-разному подойти к проблеме или к использованию
материалов.
 Общение и лидерство
- ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям;
- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм
и занятиям;
- в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
- c легкостью общается с другими детьми и взрослыми;
- в общении со сверстниками проявляет инициативу;
- принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные
для его возраста.
 Сфера художественной деятельности (изобразительное искусство):
- ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации;
- проводит много времени за рисованием и лепкой;
- демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
- осознанно строит композицию картин или рисунков;
- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
 Музыка:
- ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- легко повторяет короткие ритмические куски.
 Двигательная сфера:
- ребёнок проявляет большой интерес к деятельности, требующей
тонкой и точной моторики;
- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
- любит движения (бег, пряжки, лазание);
- прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных
упражнений;

- для своего возраста обладает исключительной физической силой,
демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.
Основные составляющие и методические рекомендации программы
психолого-педагогического сопровождения одарённых детей:
1.
Использовать перспективное планирование для организации
систематического интеллектуально познавательного развития одарённых
детей.
2.
Помнить
о
познавательной
нагрузке
образовательной
деятельности. С целью оптимизации можно использовать:
 блоки дополнительной информации для индивидуального или
группового воздействия;
 модификационные и усложнённые варианты развивающих игр и
упражнений.
3.
В занятиях познавательного цикла должны присутствовать
следующие блоки:
 вводящие новую информацию (навыки, операции);
 закрепляющие новую информацию;
 систематизирующие новую информацию.
4.
Использовать в работе комплексные занятия, комбинированные
занятия,
психолого-педагогические
тренинги.
Это
способствует
структурированию интеллектуального развития на основе цепи: восприятие –
мышление – воображение.
5.
Систематически проводить:
 контрольные срезы для выявления умений, знаний и навыков в
соответствии с программным содержанием (1-2 раза в месяц);
 психолого-педагогическую диагностику для выявления динамики
психолого-педагогических характеристик развития (2 раза в год).
Общие принципы учебно-воспитательного процесса с одаренными
детьми:
Основополагающими подходами к работе с одаренными детьми
являются:
1. Системный подход, который реализуется через:
интеграцию различных форм воспитания и обучения одаренных детей
на всех этапах становления, развития их личности (детские дошкольные
учреждения, школы всех типов, внешкольные учреждения и т.д.);
интеграцию различных предметов и видов искусств на всех стадиях
развития одаренных детей, учитывая их способности;
взаимосвязь образования, обучения и воспитания одаренных детей с
развитием общей культуры в различных видах и формах занятий, творческой
деятельности детей;
взаимодействие обязательных занятий и факультативных форм (в том
числе спецгруппы, кружки, секции и т.д.), избираемых в соответствии с
индивидуальными способностями, склонностями и интересами одаренных
детей;

направленность на формирование целостной индивидуальности
дошкольника как системы, включающей интеллектуальную, нравственную и
эмоционально-волевую сферы;
обеспечение тесного взаимодействия сотрудничества всех субъектов
учебно-воспитательного процесса (педагогов, родителей и самого одаренного
ребенка);
наличие соответствующей подсистемы организационно-методического
обеспечения (подбор педагогических кадров, их стимулирование, подготовка
и издание методических рекомендаций, разного рода инструктивных
материалов, проведение конференций, семинаров и т.д.).
2.
Деятельностный подход призван содействовать раскрытию в
человеке творческого потенциала, развитию потребности и способности
преобразовывать окружающую действительность и самого себя «по законам
разума, красоты и добра».
3.
Принцип индивидуализации в обучении и развитии одаренных
детей заключается в том, что каждый одаренный ребенок должен
воспитываться, обучаться и развиваться по индивидуальной программе,
содержание которой направлено на реализацию его непосредственных
интересов и способностей. Однако ни в коем случае нельзя замыкать ребенка
в рамках того увлечения, в котором раскрывается его одаренность, т.е. нельзя
не учитывать и общее развитие ребенка, что предполагает овладение им
обязательным программным материалом.
4.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания,
обучения и развития одаренных детей предполагает, во-первых, что процесс
развития одаренности будет протекать постепенно – от самого раннего
детства до завершения образования, вступления в самостоятельную жизнь.
Во-вторых, основополагающие элементы творческих способностей,
восприятия и деятельности, заложенные в самом начале (в семье, в других
формах занятий с дошкольниками) будут последовательно проходить все
более усложняющиеся этапы развития, видоизменясь в целом, но сохраняя и
обогащая главное – способность восприятия разных дисциплин и искусств,
потребность самовыражения и личного участия в активном преобразовании
действительности.
5.
Принцип
развития
важен
для
целенаправленного
программирования работы с одаренными детьми. Содержание и формы
творческой деятельности одаренных детей надо организовать таким образом,
чтобы на первом плане были не престижные цели и прагматические задачи, а
последовательное развитие способностей, восприятия, интереса к разным
видам деятельности, искусств.
6.
Комплексный подход к работе с одаренными детьми
предполагает реализацию и взаимодействие следующих принципов:
принцип комплексности в преподавании различных предметов и
искусств на интегративной основе;

принцип психологической готовности одаренного ребенка заняться
любимым делом, именно тем, в котором он проявляет свою одаренность.
Если ребенок почувствует насилие над собой взрослого, то даже к любимому
делу он будет относиться с отвращением;
принцип
«комфортности»
в
обучении
включает
создание
благоприятных условий для его творчества (математического, музыкального,
литературного и т.д.);
принцип «скорой помощи» заключается в следующем: нельзя
откладывать на потом ответы на вопросы ребенка, покупку каких-то игр,
музыкальных инструментов, приборов. Потом все это может оказаться
невостребованным и уже ненужным;
 принцип полифонии. Суть этого принципа в том, что особенно на
раннем этапе развития детей необходимо, чтобы во время процесса обучения
у ребенка были задействованы все органы чувств.
В обучении одаренных детей дошкольного возраста применяются
четыре основных стратегии обучения:
1.
Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и
возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным
темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и
только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития
одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения
применение других форм организации учебно-воспитательной деятельности
не представляется возможным.
2.
Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям,
которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной
конкретной области знания или области деятельности. При этом
предполагается более глубокое изучение ими этих знаний, деятельности.
3.
Обогащение. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей
оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных
занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.
4.
Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование
личностного развития воспитанников. Специфика обучения в этом случае
состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся
сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что
способствует формированию у воспитанника личностного подхода к
изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана
сознания. Как правило, такие программы не существуют как
самостоятельные. Они являются либо компонентами обогащенных программ,
либо реализуются в виде специальных учебно-воспитательных программ
Но практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные
возможности в организации работы с одаренными детьми, которые
выражаются в следующих противоречиях:

между необходимостью создания нормативной и учебноматериальной базы для организации работы с одаренными детьми и

отсутствием новой и конкретной управленческой программы для ее
осуществления в ДОУ;

между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к
обучению и развитию одаренных детей, и теми социальными гарантиями в
области образования, которые им предоставляются;

между огромными потенциальными возможностями развития
одаренного ребенка и несоответствием общего уровня культуры;

между специфичностью и проблемностью развития одаренных
детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и
родителей.
Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном
и системном подходе к проблеме.
Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего
педагогического коллектива детского сада, родителей воспитанников и
общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и
возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности
ДОУ. Реализация программы «Одаренные дети» позволит систематизировать
эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.
Направления работы в рамках программы
 Координационное направление:

организация работы всего коллектива детского сада;

создание предметных базовых площадок;

интеграция в рамках данного направления деятельности
дополнительного образования;

обеспечение нормативно-правовой базы;

ресурсное обеспечение;

контроль и анализ деятельности.
 Диагностическое направление:

формирование банка методического обеспечения для выявления
одаренности;

проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для
выявления одаренных детей;

проведение диагностики одаренных детей;

диагностика условий обучения и развития одаренных детей;

создание банка данных «Одаренные дети ДОУ».
 Кадровое направление:

определение критериев эффективности педагогической работы с
одаренными детьми;

повышение квалификации педагогов на разных уровнях;

оказание информационной, методической и финансовой помощи
педагогам;

создание творческой группы педагогов, работающих с
одаренными детьми;

создание условий для отработки и применения новых
педагогических технологий.
 Развивающее направление:


создание образовательной среды для развития одаренных детей;

организация кружков интеллектуальной, художественноэстетической направленности;

создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах и
других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;

обеспечение материально-технической базы;

создание системы психологического сопровождения одаренных
детей;

использование информационно-коммуникационных технологий.
 Информационное направление:

привлечение внимания педагогической общественности, органов
государственного управления, средств массовой информации к проблемам
одаренных детей;

организация работы библиотеки;

создание банка образовательных программ, диагностических и
методических материалов;

информационная
поддержка
педагогов,
работающих
с
одаренными детьми.

Название этапа

Время
проведения
1 этап
— Сентябрьдиагностикодекабрь
организационный 2023г.

Цель

Задачи

Планируемые мероприятия

Подготовить
условия
для
формирования
системы работы с
одаренными
воспитанниками в
детском саду.

1.Изучение нормативной
базы, подзаконных актов по
данной проблеме.
2.Разработка программы
работы с одаренными
детьми.
3.Разработка структуры
управления программой,
должностных инструкций,
распределение
обязанностей.
4.Анализ материальнотехнических,
педагогических условий
реализации программы.

1.Проведение комплексной психологопедагогической диагностики индивидуальных
особенностей воспитанников на всех ступенях
учебно-воспитательного процесса.
2.Изучение воспитателями стратегий и
технологий работы с одарёнными детьми.
3.Создание творческой работы воспитателей по
работе с одаренными детьми.
4.Социально-психологическая и методическая
подготовка воспитателей детского сада,
ознакомление с передовым опытом в области
работы с одаренными детьми.
5.Создание нормативно-правовой базы.
6.Создание системы диагностики развития
одаренности детей в процессе реализации
программы.
7.Создание системы взаимосвязей творческой
группы педагогов дошкольных учреждений,
средней школы, учреждений дополнительного
образования, общественных объединений.
8.Разработка авторских и корректировка
имеющихся программ воспитателей по
различным видам деятельности в ДОУ,
дополнительного образования и
индивидуальных образовательных маршрутов.
1.Организация деятельности социально-психологической службы по работе с одаренными
детьми.
2.Внедрение педагогических технологий
развития детской одаренности.
3.Выпуск информационных бюллетеней,
методических рекомендаций, памяток по работе
с одарёнными детьми.

2 этап
— Январь
Апробация
1.Диагностика склонностей
реализационный, 2024г
системы работы с воспитанников.
организационно- ноябрь 2025 одаренными
2.Разработка методических
практический
детьми.
рекомендаций по работе с
одаренными детьми,
основам научного
исследования, материалов

для проведения различных
мероприятий (тематические
недели, декады),
праздников.
3.Формирование
методической библиотеки
детского сада по работе с
одаренными детьми.
4.Повышение квалификации
педагогов в области работы
с одаренными детьми.
3
этап
— Ноябрь
Переход системы
итогово2025 -май работы
с
аналитический
2026
одаренными
детьми в режим
функционирования.

1.Анализ итогов реализации
программы.
2.Осуществление
преемственности в
воспитании и развитии
одарённых детей на всех
этапах воспитания и
обучения в детском саду.
3.Коррекция затруднений
педагогов в реализации
программы.
4.Обобщение и презентация
результатов работы
детского сада в реализации
программы.

4.Пополнение и обновление банка данных
«Одаренные дети ДОУ», банка данных
образовательных программ, методических
материалов, диагностических методик.
5.Психологическая, педагогическая,
валеологическая и социальная поддержка
одаренных детей.
6.Методическая помощь в реализации
программ, обмен опытом и совершенствование
профессионального мастерства педагогов.
7.Систематическая и целенаправленная работа с
одаренными детьми в ДОУ, регулярное
проведение интеллектуально-творческих
мероприятий.
1.Обобщение результатов предыдущего этапа
реализации.
2.Коррекция проекта и уточнение программы.
3.Дополнительная апробация изменений,
внесенных в проект.
4.Распространение позитивного опыта,
публикации в периодических изданиях.
5.Сравнительный анализ и обобщение
результатов развития одаренных детей.
6.Мониторинг личных достижений
воспитанников.
7.Анализ деятельности воспитателей по
организации работы с одаренными детьми.
8.Создание системы работы с одаренными
детьми в условиях детского сада.
9.Определение проблем, возникших в ходе
реализации программы, пути их решения и
разработка перспективного плана-программы
дальнейшей работы в этом направлении.

Формы работы с одаренными детьми

Индивидуальный подход в образовательной деятельности,
использование в практике элементов дифференцированного обучения,
проведение нестандартных форм занятий;

Дополнительные занятия с одаренными дошкольниками,
подготовка к конкурсам, интеллектуальным играм, миниолимпиадам;

Участие в мероприятиях ДОУ, муниципальных, региональных
конкурсах;

Психологические консультации, тренинги, тестирование;

Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные
соревнования;

Посещение предметных и творческих кружков по способностям,
а также спортивных секций по интересам;

Использование современных средств информации (Интернет,
медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);

Создание детских портфолио.
Участники реализации программы
Руководители:
- Заведующий ДОУ
- старший воспитатель
Творческая группа:
- воспитатели;
- педагог- психолог;
- педагоги дополнительного образования;
- логопед
А так же:
- воспитанники детского сада
- родители детей
- педагоги ДОУ
Ожидаемые результаты
1.
Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с
различными типами одаренности.
2.
Разработка и реализация специализированных, индивидуальных
и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей,
создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной
и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями
учащихся.
3.
Использование системы диагностики для выявления и
отслеживания различных типов одаренности.
4.
Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной
работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной,
художественно-эстетической и исследовательской деятельности.

5.
Обобщение и систематизация материалов педагогической
практики.
6.
Повышение ответственности воспитателей детского сада при
организации работы с одаренными детьми.
7.
Активизация участия родителей и окружающего социума в
работе с одаренными детьми.
8.
Повышение качественных показателей учебно-воспитательного
процесса воспитанников.
9.
Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного
отношения к одаренным детям.
Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов
1.
Количественные
и
качественные
показатели
участия
воспитанников в мероприятиях разного уровня и творческих конкурсах.
2.
Положительная динамика проявления интереса воспитанников к
различным видам деятельности.
3.
Положительная динамика проявления интереса педагогов к
исследовательской деятельности.
4.
Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с
одарёнными детьми.
5.
Уровень социальной успешности воспитанников.

Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в
детском саду
Направление
деятельности
Информационное
обеспечение

Организационнометодическое
обеспечение

Содержание
1. Нормативно-правовое обеспечение:
Приказ о создании экспериментальной площадки «Работа с одаренными
детьми в ДОУ»
Положение: О проведении предметных недель, о конкурсах, викторинах и
т.п.
2. Программное обеспечение
3. Наличие комплекта информационно-методических материалов
(рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).
4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.
1. Создание целевого методического совета по проблеме работы с
одаренными детьми.
2. Повышение квалификации воспитателей через систему тематических
семинаров.
3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного
образования в детском саду.
4. Изучение обобщения опыта работы воспитателей .
5. Мониторинг работы системы.

Формы организации учебно-воспитательной деятельности с одаренными
детьми:
Форма
Наглядное
моделирование

Спортивные
мероприятия
Экспериментальная
мастерская
Работа по
индивидуальным
образовательным
маршрутам
Круглый стол

Кружки, секции,
тематические недели
(декады), праздники,
конкурсы

Задачи
Развитие умственных способностей ребенка:
1.
Ознакомление с пространственными
отношениями.
2.
Развитие элементов логического мышления.
3.
Развитие речи и ознакомление с художественной
литературой.
4.
Развитие элементарных математических
представлений.
5.
Подготовка к обучению грамоте.
6.
Конструирование.
7.
Подготовка к сюжетно-ролевой игре.
8.
Ознакомление с природой.
9.
Ознакомление с элементарными физическими
явлениями.
10. Изобразительное искусство.
Развитие физических способностей.
Выявление новых способностей у детей путем
внедрения новых педагогических технологий.
Создание индивидуальной траектории развития
личности ребенка
Психологическое и педагогическое сопровождение
родителей одаренного ребенка;
Совместная практическая деятельность одаренного
ребенка и родителей;
Поддержка и поощрение родителей одаренных детей
Создание условий для самореализации одаренных
детей для проявления творческих и интеллектуальных
способностей

№
п/п

План реализации направлений программы «Одаренные дети»
Основные направления
Сроки
Исполнители
Научное направление

1
2

Разработка приемлемой для ДОУ системы
выявления одаренного ребенка
Разработка системы взаимодействия с семьей
одаренного ребенка

2023
2023

Ст. воспитатель,
педагог-психолог
Ст. воспитатель,
педагог-психолог

Научно-методическое и образовательное направление
1
2
3
4
5
6

7
9
10
11
12
13
14

Разработка индивидуальных образовательных
программ в соответствии с особенностями
одаренного ребенка
Создание системы дополнительного образования
как условия для саморазвития и самореализации
Создание системы психолого-медико-социального
сопровождения
Апробация и внедрение диагностического
инструментария выявления одаренных детей
Апробация и внедрение программ развития и
поддержки одаренности
Создание и ведение банка данных, включающее
сведения о детях разных типов одаренности и
талантливости, образовательных программах
обучения одаренных детей, кадровом обеспечении
процесса
Повышение профессиональной квалификации
кадров, работающих с одаренными детьми
Целенаправленная работа с родителями по
проблемам детской одаренности, способам ее
поддержки и развития
Участие педагогов в научных, научнопрактических конференциях разного уровня по
проблемам одаренности ребенка
Привлечение внимания общественности города к
потребностям одаренных учащихся
Создание информационной базы по проблемам
одаренности детей
Использование материалов российских сайтов в
Интернете, посвященных проблемам одаренных
детей
Оперативный сбор и оформление,
распространение материалов по рубрикам:
- опыт педагогической работы с одаренными
детьми;
- родительские заметки об особенностях
воспитания и развития одаренных детей, а также о
проблемах, с которыми им придется сталкиваться;
- детские достижения (рисунки, стихи,
фотографии)

2023-2024

Творческая группа
педагогов

2023-2026

Ст.воспитатель

2023-2026

Ст.воспитатель,
педагог-психолог
Педагог-психолог,
воспитатели
Ст.воспитатель,
педагог-психолог
Ст.воспитатель,
педагог-психолог,
творческая группа

2023
С 2023 г.
2023-2026

2023-2026

Ст.воспитатель

2023-2026

Ст.воспитатель,
педагог-психолог,
воспитатели
Ст.воспитатель

2023-2026

2023-2026

Заведующий ДОУ,
родительский комитет
Ст.воспитатель

2023-2026

Воспитатели ДОУ

2023-2026

Ст.воспитатель,
воспитатели

2023-2026

15

Деятельность методического объединения:
- рассмотрение материалов педагогических
исследований по данной проблеме;
- организация апробации методик обучения
дошкольников;
-распространение педагогического опыта по
данной теме

2023-2026

Ст.воспитатель

Организационное психолого-педагогическое направление
1
2
3

Индивидуальная работа со специалистами
Организация и совершенствование работы клуба
«Умники и умницы», кружков различной
направленности
Создание среды общения, самореализации,
социализации:
- заключение договоров с учреждениями
образования различного уровня;
- организация и проведение конкурсов,
мероприятий различного уровня;
- организация выставок;
- организация защиты творческих проектов
педагогов вместе с детьми

2023-2026
2023-2026

2023-2026

Ст.воспитатель
Ст.воспитатель,
воспитатели, педагогпсихолог
Ст.воспитатель, творческая
группа

Социально-экономическое направление
1

Создание условий для оказания одаренным детям
социальной, психологической, медицинской
помощи

2023-2026

Заведующий ДОУ,
родительский комитет

Перспективный план деятельности на 2023-2026 учебный год
№
п/п

1

2

3

4

5

Направления
реализации
программы
Изучение
нормативных
документов,
рекомендаци
й и опыта
работы
педагогов по
вопросу
«Одаренные
дети»

Преемственн
ость
дошкольных
учреждений и
начальной
школы

Создание
банка данных
одаренных
детей ДОУ

Мероприятия
1. Методическое объединение «Работа с
одаренными детьми в условиях ДОУ»
2. Знакомство с новинками
педагогической литературы:
«Особенности работы с одаренными
детьми»
3. Круглый стол «Изучение
специальных исследований педагогов и
психологов: А.Проскуры,
Л.Выготского. А.Матюшкина»
4. Педсовет «Современная модель
системы работы с одаренными детьми и
детьми с особенностями развития»
5. Практикум «Организация
индивидуальной и
дифференцированной работы с
одаренными детьми, разработка
индивидуальных образовательных
маршрутов»
1.Алгоритм поиска и выявления
одаренных детей в детском саду и в
школе: схожесть и различия
2. Собеседование с воспитателями об
интересах и наклонностях детей;
анкетирование родителей;
организационное родительское
собрание «Развитие способностей
дошкольника»
1. Анкетно-биографические сведения по
одаренным детям
2. Психодиагностические обследования
среди воспитанников
3. Анкетирование родителей

4. Диагностическая работа во время
проведения интеллектуальных и
художественных конкурсов
Психологичес 1. Регулярные психологические
кая помощь
консультации для родителей одаренных
одаренным
детей
детям
2. Организация психологического
сопровождения в ходе конкурсов,
олимпиад и других интеллектуальных и
творческих мероприятий
3. Психологические тренинги,
направленные на повышение
эмоциональной устойчивости детей
Создание
1. Комплектование научнометодической методического кабинета

Дата
Сентябрь

Ответственные

Ноябрь

Совет творческой
группы воспитателей
Старший воспитатель

Январь

Педагог-психолог

Октябрь

Совет творческой
группы воспитателей

Апрель

Старший воспитатель,
воспитатели

Август

Ст.воспитатель,
учителя начальных
классов
Педагог-психолог,
Совет творческой
группы воспитателей,
ст.воспитатель

Августсентябрь

В течение
2023-2026
В течение
2023-2026
В течение
2023-2026
В течение
2023-2026

Ст.воспитатель,
воспитатели
Педагог-психолог

В течение
2023-2026

Педагог-психолог

В течение
2023-2026

Педагог-психолог

В течение
2023-2026

Педагог-психолог

В течение
2023-2026

Ст.воспитатель,
педагоги творческой

Педагог-психолог
Педагог-психолог

копилки по
работе с
одаренными
детьми

6

7

Систематизац
ия работы
воспитателей
с одаренными
детьми в
образователь
ной
деятельности

Создание
условий для
работы с
одаренными
детьми (план
мероприятий
по
выявлению и
развитию
одаренности)

соответствующей учебной и научнометодической литературой
2. Создание методической копилки
(тесты, диагностические карты,
карточки для дифференцированной
работы, задания повышенной трудности
по различным видам образовательной
деятельности, разработки
интеллектуальных игр)
3. Создание тематических картотек,
подборка отечественной и зарубежной
литературы (монографии, статьи,
тезисы, словари и т.д.) по вопросам
одаренности детей
1. Использование в образовательной
деятельности различных современных
средств информации: медиатеки,
Интернета, электронных энциклопедий
2. Применение на занятиях
современных технологий: игровых,
учебно-исследовательских,
коммуникативных, проблемнопоисковых, здоровьесберегающих
3. Использование элементов
дифференцированного обучения,
направленных на творческий поиск,
высокую познавательную активность,
самостоятельную деятельность.
4. Проведение нестандартных форм
образовательной деятельности: занятиеКВН, занятие-сказка, занятиепутешествие, занятие творческая
мастерская, занятие-исследование,
занятие-поиск и др.
1. Функционирование предметных и
творческих кружков, а также
спортивных секций
2.Художественный конкурс «Дорога
глазами детей» (ср., ст.. подг. группы)
3.Конкурс творческих проектов по
экологии, биологии, географии,
краеведению (ст., подг. группы)
4.Конкурс чтецов «Юные певцы
России» (ср. – подг. группы)
4. Защита творческих проектов по
математике, развитию речи,
художественной литературе (ср.-подг.
группы)
5.Музыкальные конкурсы
«Музыкальные таланты»
6.«На старт!», спортивные
соревнования
7.Награждение отличившихся за год
детей грамотами

группы
Ст.воспитатель,
педагог-психолог,
воспитатели

Ст.воспитатель,
воспитатели

Совет творческой
группы воспитателей
Воспитатели групп

Воспитатели групп

Воспитатели групп

Педагоги
дополнительного
образования
Воспитатели групп
Воспитатели групп
Воспитатели групп
Воспитатели групп

Музыкальные
руководители
Инструктор по
физической культуре
Заведующий ДОУ

8

Проведение
мероприятий
с родителями
одаренных
детей

8.Конкурс рисунков «Человек на Земле»
9.Математическая олимпиада «Царица
наук»
10. Интеллектуальный марафон «Знай и
люби свой край» (ст. и подг. группы)
11.Интеллектуальная игра «Умники и
умницы»
12. Театрализованное представление
«Ах, что за прелесть эти сказки!» (ср. и
ст. группы)
13.Конкурс рисунков «Дружат дети на
планете» (ср., ст., подг.группы)
14.Конкурс поделок из природного и
бросового материала «Ничего не
пропадет!»
1. Анкетирование родителей с целью
определения их основных подходов к
данной проблеме
2. Родительская конференция «Развитие
творческого потенциала ребенка»
3. Круглый стол «Организация досуга
одаренных детей»
4.Анкетирование «Необходимо ли
проводить работу с одаренными
детьми?»
5.Общее собрание «Трудности
воспитания одаренного ребенка в
семье»
6.Совместный с детьми конкурс
поделок «Ничего не пропадет!»
7.Подведение итогов работы по
программе «Одаренный ребенок»
8. Индивидуальные консультации
психолога
9. Совместное творчество родителей и
детей. Выставки детских работ
10. Спортивные соревнования «Мама,
папа, я – спортивная семья»
11. Награждение благодарственными
письмами родителей воспитанников

Воспитатели групп
Воспитатели групп
Воспитатели групп
Педагог-психолог,
воспитатели групп
Воспитатели групп
Воспитатели групп
Воспитатели групп
Педагог-психолог
Педагог-психолог
Ст.воспитатель,
педагог-психолог
Ст.воспитатель
Воспитатели групп
Ст.воспитатель
Воспитатели групп
Ст.воспитатель
Ст.воспитатель,
педагог-психолог
Педагог-психолог
Педагоги
дополнительного
образования,
воспитатели групп
Инструктор по
физической культуре,
воспитатели групп
Заведующий ДОУ

Создание банка данных одаренных детей

Для успешной реализации программы необходимо создание банка
данных одаренных детей, в который будут входить: анкетнобиографические
сведения
об
одаренных
детях,
психодиагностические
обследования
среди
учащихся,
анкетирование детей и их родителей. Диагностическая работа во
время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов и
урочной деятельности, портфолио учащихся и учителей.

При поступлении в школу для родителей будущих
первоклассников будет проведено исследование о наклонностях и
способностях их детей.

Рекомендуемая литература
1. Сауко Т., Буренина Л. Топ – хлоп, малыши!» - программа музыкально –
ритмического развития детей 2-3 лет. - СПб: Детство-Пресс, 2005
2. Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки. Праздник каждый день.
Программа музыкального воспитания детей в детском саду. - М.: ВЛАДОС,
2005
Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и
методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
3. В. Гербова Развитие речи в детском саду. Программа и методические
рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2006
4. В. В. Гербова Приобщение к художественной литературе. Программа и
методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006
5. В.И.Петрова, Т.Д.Стульник Нравственное воспитание в детском саду.
Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М.:
Мозаика -Синтез, 2006
6. Л.Г. Голубева Гимнастика и массаж для самых маленьких. - М.:
Мозаика-Синтез, 2006
7. Е.А. Синкевич Физкультура для малышей. - СПб.: Детство Пресс, 2001
8. Л.И.Пензулаева Физкультурные занятия с детьми 2 – 7 лет. Программа
и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2009
9. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных
способностей у детей дошкольного возраста. Кн. для воспитателя дет. сада. –
Москва: Изд-во «Просвещение», 1989
10.
Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное
пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.:
Изд-во «Академия», 2000
11.
Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами
искусства. – М.: Педагогическое образование России, 1999.
12.
Государственная программа «Одаренные дети» // Пролеска. –
2002. - №12.
13.
Богоявленская,
Д.Б.
Рабочая
концепция
одаренности
/Д.Б.Богоявленская, В.Д. Шадриков. – М., 2002.
14.
Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого
потенциала одаренных детей. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.
15.
Панько, Е.А. Концептуальное основание образования одаренных
детей // Пралеска. – 2004. – №2.
16.
Касабуцкий, Н.И. Давайте поиграем: Мат.игры для детей 5-6 лет.
Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – Москва: изд-во
«Просвещение», 1991.
17.
Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных
способностей у детей дошкольного возраста.: Кн. для воспитателя дет. сада. –
Москва: «Просвещение», 1989.
18.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для
дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада.
– М.:
«Просвещение», 1985.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».