кружок говоруша

МБДОУ №95 «Рябинушка» 3 корпус

Принята
на заседании педагогического совета
протокол №
от «__»_______20__г.

Утверждаю
Заведующий МБДОУ
№95 «Рябинушка»
_________ Т.Н.Мошкина
приказ № ___
от «__» ________ 20__г.

ПРОГРАММА
логопедического кружка
«Говоруша»
для детей 6-7лет
срок реализации 1 год

Составила учитель-логопед:
Л.Н. Хамаганова

г. Улан-Удэ
2023 г.

Содержание программы
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка……………………………………………....
1.2. Цели и задачи………………………………………………………....
1.3. Принципы построения……………………………………………….
1.4. Условия реализации…………………………………………………
1.5.Планируемые результаты…………………………………………….

3
4
5
5
6

2.Содержательный раздел
2.1.Перспективный тематический план занятий……………………….. 7
3.Организационный раздел
3.1. Мониторинг…………………………………………………………… 21
Список литературы……………………………………………………… 26

1.Целевой

раздел.
1.1. Пояснительная записка:
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и
нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать
первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и
интерес к речи, привить любовь к чтению, книге. Научить детей читать,
подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь
не разочароваться в школьной жизни - является задачей подготовительного
периода в детском саду
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой в
детских садах является особо актуальной. Как отмечается в специальной
литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в
развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не
вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не
предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят
родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного
обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети
испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении,
повышенная утомляемость и невроз.
Вторая причина актуальности этой проблемы - возросшие требования
школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из
требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя
овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексикосинтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.
Дополнительная программа кружковой работы по звуковой культуре
речи, подготовке детей к обучению грамоте, письму и чтению старших
дошкольников «Говоруша» представляет собой систему комплексных
занятий на основе современных методик.
Направленность образовательной программы: на общее развитие
ребенка, на полноценное овладение навыком осознанного чтения,
посредством которого создается прочная основа для успешного изучения
русского языка.
Содержание программы способствует практической подготовки детей
к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной
речи.
Занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят
общеразвивающий характер, способствуют развитию психических
процессов,
активной
мыслительной
деятельности,
повышению
работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.
Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но
не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С
начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что
она состоит из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков, звуки
обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период

обучения грамоте — формирование у ребенка нового отношения к речи.
Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона.
Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию
фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные
слова, звуки в слове.
Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем
дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу –
овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому
старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к
обучению в школе.
Важной особенностью психического развития детей старшего
дошкольного возраста является повышенная чувствительность, во-первых, к
усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность
детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно
сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно
назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая
обучаемость проявляются и в процессе подготовки к освоению грамотой.
Если педагоги и родители упустят этот момент, запоздают, то в дальнейшем
ее освоение может проходить с большими трудностями. Необходимо вовремя
удовлетворить познавательный интерес ребенка и направить его желание и
волю на овладение важными для школьного обучения умениями.
Психологами доказано, что дети шести лет проявляют особый интерес к
чтению и успешно им овладевают. Наблюдения показывают, что у детей
появляется потребность самим не только рассматривать картинки, но и
читать - это возраст познавательных интересов.
1.2 Цель программы: развитие и совершенствование речевой деятельности
как условия расширения личностного и познавательного опыта ребёнка.
Задачи:
1) развитие слуховых функций, у детей необходимо развивать чувство ритма,
предлагая им повторять (хлопками, отстукиванием) ритмический рисунок,
сравнивать серии ударов, предъявляемые последовательно. Таким образом,
развивается и речевое, и неречевое слуховое восприятие ребенка;
2) развитие фонематического восприятия;
3) развитие зрительно-пространственных функций с целью профилактики
нарушений чтения и письма;
4) двигательное развитие: развитие мелкой и общей моторики, подготовка
руки к овладению письмом;
5) развитие артикуляционной моторики;
6) развитие устной речи с целью профилактики нарушений чтения и письма;
7)формирование
осознанного
отношения
к
языковой
действительности. Необходимо учить дошкольников определять количество
слогов и звуков в слове, слов в предложении (отбирать картинки, в названии
которых имеется заданное количество слогов и звуков, находить место звука
по отношению к другим звукам, выкладывать на стол полоски по количеству

слогов в слове и слов в предложении и т.д.), произносить слитно слово,
предложение, произнесенное логопедом по слогам;
8) развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностных
особенностей поведения
ребенка включает
формирование его
познавательной и эмоционально-волевой сферы;
9) формирование у дошкольников эмоционально положительного отношения
к школе; адекватного отношения к своим способностям, результатам работы,
поведению, т.е. самосознания.
1.3. Принципы построения.
Принципы построения программы:
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет
возрастных особенностей и возможностей ребенка.
- принцип систематичности (соблюдение
последовательности и
систематичности в подборе материала и непрерывность, и регулярность
организации);
- игровой характер занятий и упражнений (свободный, непроизвольный);
- принцип комплексности (использование разных видов упражнений и
деятельности);
- принцип наглядности
- положительная оценка личных достижений каждого ребенка;
- осуществление связи с родителями.
1.4.Условия реализации:
Программа кружка основывается на авторском учебно-методическом
пособии для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у
старших дошкольников З.Е. Агранович.
Кружок проводится с подгруппой детей. Тематическое планирование в
подготовительной к школе группе рассчитано на одно занятия в неделю на
протяжении учебного года, то есть 32 занятия в год, длительность одного
занятия 30 минут. Срок реализации программы один год.
В данной программе представлена система поэтапного формирования
фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. В ее
основу положены такие дидактические принципы, как переход от простого к
сложному, системность и концентричность при изучении материала, который
подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего
дошкольного возраста, а также с учетом ведущей деятельности дошкольникаигры.
Дидактический материал построен в виде занятий по ознакомлению
детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков
звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам обучения чтению и
письму в дошкольном возрасте. Следует отметить, что формирование
фонематических процессов, а также обучение грамоте производится только
на материале правильно произносимых ребенком звуков и слов, в противном
случае невозможно обеспечить точную и прочную связь между звуком и
буквой. Знакомство с буквами следует начинать по мере введения в речь
ребенка соответствующих звуков, не дожидаясь коррекции недостатков

произношения в целом. Занятий по ознакомлению со звуками и буквами
русского языка начинается с наиболее легких в акустико-артикуляционном
плане звуков. Взрослый знакомит ребенка с гласными и согласными звуками,
опираясь на деятельность следующих анализаторов: зрительного (показ
артикуляции определенного звука и контроль за движениями органов
артикуляции перед зеркалом), слухового (восприятие звука на слух),
тактильного (ощущение положения органов артикуляции во время
произнесения звука). С помощью взрослого ребенок запоминает
характеристики разных звуков: гласный — согласный, согласный — звонкий
и глухой, твердый и мягкий; учится самостоятельно находить общее и
различие в артикуляции и характеристиках акустико-артикуляционно
далеких и близких звуков. Таким образом, на каждом занятии ребенок учится
правильно произносить новые звуки, дифференцировать их на слух и в
произношении, знакомится с буквами, которыми на письме обозначаются эти
звуки.
Известно, что применение различных символов и схем повышает
эффективность звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности, а
также улучшает контроль за усвоением знаний. Поэтому родителям и
педагогам необходимо изготовить из цветного картона следующие пособия:
для обучения ребенка умению определять место заданного звука в слове и
для составления звуковых схем слов — карточки.
Для обозначения гласных звуков — красные кружки; для обозначения
согласных твердых звонких звуков — синие кружки с наклеенными
колокольчиками; согласных твердых глухих звуков — синие кружки без
колокольчиков; согласных мягких звонких звуков — зеленые кружки с
колокольчиками; согласных мягких глухих звуков — зеленые кружки без
колокольчиков.
Занятие включает в себя следующие этапы:
1.Чтение сказки «Веселый язычок».
2 Разучивание артикуляционного упражнения.
3 Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры,
самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками, массажными
ёжиками, су-джок терапия, песочная терапия и др.)
4 Упражнения, направленные на формирование правильного речевого
дыхания.
5 Физкультминутка.
6.Дидактические игры на развитие фонематических представлений.
1.5.Планируемый результат.
Сформированы такие умения и навыки детей, которые будут
способствовать успешному школьному обучению. Это умения ребенка:
- различать гласные и согласные звуки;
- определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового
состава слова;
- составлять предложения по живой модели;
- определять количество и последовательность слов в предложении;

- развивать мелкую моторику кистей рук: раскрашивание, штриховка, мелкие
мозаики;
- разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов;
- освоение звукового анализа слов, состоящих из 4-5 звуков (лиса, слон, аист,
школа;
- интонационное выделение звуков в слове, определение их
последовательности;
- составление схемы звукового состава слова;
- выделение ударного гласного звука в слове.
Чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него
с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных эмоций, реже возникают трудности!
2.Содержательный раздел.
2.1.Перспективный тематический план занятий
Месяц Неделя Тема
Коррекционно-развивающие задачи.
Октябрь 1 неделя Звук и буква У
1. Научить ребенка узнавать
музыкальные инструменты по звуку.
2. Подготовить ребенка к
усвоению звуко-слогового ряда в
процессе ознакомления со сказкой
«Репка».
3. Научить ребенка четко
произносить звук [У].
4. Научить выделять звук [У] в
начале слова в ударной позиции.
5. Сформировать понятия «звук»,
«буква».
Октябрь 2 неделя Звук и буква А

Октябрь 3 неделя

Звук и буква И

1.
Научить
ребенка
ориентироваться
в
«схеме
собственного тела» на себе и сидящем
напротив человеке.
2. Научить ребенка определять
направление звука в пространстве.
3. Научить четко произносить
звук [А].
4. Научить выделять звук [А] в
ударной позиции в начале и в конце
слова.
5. Научить анализу и синтезу
звуковых комплексов АУ, УА.
. Научить ребенка внимательно

слушать и различать неречевые звуки.
2. Продолжать учить ребенка
ориентироваться
в
«схеме
собственного
тела»,
выполняя
соответствующие инструкции.
3. Научить четко произносить
звук [И].
4. Научить выделять звук [И] в
начале и в конце слов в ударной
позиции.
5.
Научить
анализировать
звуковой ряд из трех элементов.
Октябрь 4 неделя Звук и буква О

Октябрь 5 неделя

1. Научить ребенка различать
неречевые звуки по силе (тихо—
громко).
2. Подготавливать ребенка к
усвоению звуко-слогового ряда путем
уточнения
пространственновременных представлений.
3. Научить четко произносить
звук [О].
4. Научить выделять звук [О] в
начале, конце и середине слова в
ударной позиции.
5. Учить ребенка анализировать
звуковые ряды: ОИ, ИО.

Звуки [А], [У],
1. Продолжать учить ребенка
[И], [О]
различать неречевые звуки.
2. Подготавливать ребенка к
усвоению звуко-слогового ряда путем
формирования
пространственновременных представлений.
3.
Произвести
слухопроизносительную дифференциацию
звуков [А], [О], [И], [У], обратив
особое
внимание
на
сравнение
следующих пар: [О] — [У], [А] — [О].
4. Формировать фонематические
представления ребенка на материале
звуков [А], [О], [У], [И].
5. Закрепить навык определения

места гласного звука в ударной
позиции в слове (начало, середина,
конец слова).
6. Учить анализировать звуковой
ряд из четырех элементов.
1. Учить ребенка определять
направление звука в пространстве.
2. Подготавливать ребенка к
усвоению звуко-слогового ряда путем
формирования
пространственновременных представлений.
3. Научить ребенка четко
произносить звуки [М] и [М'],
дифференцировать звуки на слух и в
произношении.
4. Ввести в пассивный и
активный словарь ребенка понятия:
«согласный звук», «твердый (мягкий)
согласный звук».
5. Учить определять место
звуков [М], [М'] в начале, середине и
конце слов.
Ноябрь

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

Звуки [М], [М'];
[М] — [М'].
Буква М

Звуки [Д], [Д'];

1. Учить ребенка определять
направление звука в пространстве.
2. Подготавливать ребенка к
усвоению звуко-слогового ряда путем
формирования
пространственновременных представлений.
3. Научить ребенка четко
произносить звуки [М] и [М'],
дифференцировать звуки на слух и в
произношении.
4. Ввести в пассивный и
активный словарь ребенка понятия:
«согласный звук», «твердый (мягкий)
согласный звук».
5. Учить определять место
звуков [М], [М'] в начале, середине и
конце слов.
6. Учить анализировать слоги типа
АМ, МА
1. Учить ребенка определять

Ноябрь

3 неделя

Ноябрь

4 неделя

[Д] — [Д'].
Буква Д

количество услышанных им звуков.
2. Учить вслушиваться в шепот.
3. Научить ребенка четко
произносить
звуки
[Д],
[Д'],
дифференцировать их на слух и в
произношении.
4. Закрепить умение определять
место звуков в начале и середине слов.
5. Учить ребенка удерживать в
памяти и воспроизводить слоговой ряд
из 3—4 элементов.
6. Объяснить ребенку, что имена
людей пишутся с большой буквы.
7. Учить анализировать слова:
дом, Дима.

Звук и буква Ы

1.
Уточнить
с
ребенком
последовательность
элементов
автоматизированных речевых радов.
2. Учить различать гласные
звуки по силе голоса (тихо — громко).
3.
Научить
правильно
произносить звук [Ы], выделять его в
середине и в конце слов.
4. Учить подбирать слово по
первому заданному слогу.
5. Упражнять в образовании
множественного
числа
существительных.
6. Учить анализировать и
сравнивать слова.

Звуки [Т], [Т'];
1.
Учить
ребенка
[Т] — [Т']. Буква дифференцировать неречевые звуки по
Т
длительности.
2. Учить ребенка внимательно
вслушиваться в речь взрослого,
находить пропущенный элемент в
автоматизированном речевом ряду[1].
3. Научить правильно произносить
звуки [Т] и [Т'], дифференцировать их
на
слух
и
в
произношении;
познакомить ребенка с глухими

Декабрь 1 неделя

Декабрь 2 неделя

согласными звуками.
4.
Учить
воспроизводить
слоговой ряд из двух элементов с
выделением голосом ударного слога.
5. Учить анализировать и
сравнивать слова Том, Тим
Звуки [Т] — [Д],
1. Учить ребенка изменять темп
[Т'] — [Д']
движения в зависимости от изменения
музыкального ритма.
2.
Развивать
динамический
праксис рук.
3.
Учить
слухопроизносительной
дифференциации
звуков: [Т] — [Д], [Т'] — [Д']
(дифференциация звонких и глухих
согласных).
4. Научить ребенка слоговому
синтезу слов.
5. Учить анализировать и
сравнивать слова.
Звуки [Б], [Б'];
1. Научить ребенка выделять
[Б] — [Б']. Буква элемент
ритмического
рисунка
Б
ударением.
2.
Развивать
у
ребенка
динамический праксис.
3. Научить ребенка четко
произносить
звуки
[Б],
[Б'],
дифференцировать их на слух и в
произношении.
4. Научить ребенка делить на
слоги двух-трехсложные слова без
стечения согласных.
5. Продолжать учить подбирать
родственные слова к заданному слову.
6. Учить звуковому анализу слов.

Декабрь 3 неделя Звуки [П], [П'];
1. Учить ребенка узнавать
[П]
—
[П']. близких людей по голосу.
Буква П.Звуки
2. Учить выполнять графические
[Б]-[П]
упражнения.
3. Научить четко произносить
звуки [П], [П'], дифференцировать и на

слух и в произношении.
4. Учить ребенка произносить
серию слогов со стечением согласны
звуков.
5.
Развивать
у
ребенка
фонематические представления.
6.
Учить
самостоятельно
анализировать слово папа,составлять
предложения по опорным словам.
7.
Учить
слухопроизносительной
дифференциации
звуков: [Б] — [П], [Б'] — [П']
(дифференциация звонких и глухих,
твердых и мягких согласных звуков).
Декабрь 4 неделя

Январь

Звуки [В], [В'];
[В] — [В'].
Буква В

1. Продолжать учить ребенка
внимательно вслушиваться и различать
неречевые звуки.
2. Продолжать учить выполнять
графические упражнения.
3. Научить ребенка четко
произносить
звуки
[В],
[В'],
дифференцировать их на слух и в
произношении.
4.
Учить
ребенка
четко
воспроизводить слоговой ряд со
стечением
согласных
из
2—4
элементов.
5. Познакомить ребенка с
предлогами в,
у. Составление
предложений с этими предлогами.

2 неделя Звуки [Ф], [Ф'];
1. Учить ребенка различать по
[Ф] —
[Ф']. тембру максимально сокращенный
Буква Ф
звукокомплекс.
2.
Учить
воспроизводить
изменения
характера,
тембра
и
эмоциональной окраски одного и того
же звука.
3. Научить ребенка четко
произносить
звуки
[Ф],
[Ф'],
дифференцировать их на слух и в
произношении.

4. Закрепить навык слогового
анализа и синтеза.
5. Расширить объем слухоречевой памяти.
6. Развивать интонационную
выразительность речи.
Январь

3 неделя Звуки [Н], [Н'];
1. Учить ребенка определять,
[Н]
—
[Н']. далеко или близко находится звучащий
Буква Н
объект,
воспроизводить
звукокомплексы различным по силе
голосом.
2. Учить ориентироваться на
листе бумаги.
3. Научить ребенка четко
произносить
звуки
[Н],
[Н'],
дифференцировать их на слух и в
произношении.
4. Учить ребенка удерживать в
памяти
ряд
слов,
находить
пропущенное слово в ряду.
5. Познакомить ребенка с
предлогами на,
над, составлять
предложения с этими предлогами.
6. Учить анализировать и
преобразовывать слова.
7.
Продолжать
учить
анализировать
короткий
текст,
находить предложение с предлогами.

Январь

4 неделя

Звуки [К], [К'];
1. Учить ребенка запоминать
[К]
—
[К']. серию одинаковых по слоговой
Буква К
структуре слов.
2.
Учить
ребенка
четко
выполнять
простые
команды,
связанные
с
ориентацией
в
пространстве.
3. Научить четко произносить
звуки [К], [К'], дифференцировать их
на слух и в произношении.
4. Продолжать учить звуковому
синтезу коротких слов.
5.
Продолжать
учить

анализировать
простые
слова
(самостоятельно,
без
помощи
взрослого), преобразовывать слова.
6. Познакомить ребенка с
предлогами к, от.
Январь

5 неделя

Февраль 1 неделя

Февраль 2 неделя

Звуки [Г], [Г'];
1. Продолжать учить ребенка
[Г] — [Г']. Буква произносить серию одинаковых по
Г
слоговой структуре слов.
2. Учить ребенка понимать и
четко выполнять команды (понимание
сложных инструкций).
3. Научить ребенка четко
произносить
звуки
[Г],
[Г'],
дифференцировать их на слух и в
произношении.
Звуки [X], [X'];
[X] — [X'].
Буква X

Звук и буква Э

1.
Научить
ребенка
дифференцировать
правильное
и
неправильное
произношение
знакомого слова (с опорой на
наглядность).
2.
Познакомить
с
предлогом под, учить
различать
предлоги под, над по значению.
3.
Научить
правильно
произносить звуки [X] — [X'],
дифференцировать их на слух и в
произношении.
4. Закрепить навык слогового
анализа и синтеза слов, учить
подбирать слова с определенным
количеством слогов.
5. Продолжать учить производить
самостоятельно
полный
звукослоговой анализ коротких слов,
преобразовывать слова.
1. Учить ребенка выделять из
ряда
слово,
отличающееся
от
остальных по слоговой структуре.
2.
Учить
различать
одушевленные и неодушевленные

предметы,
учить
задавать
соответствующие
вопросы: кто
это? что это?
3. Научить ребенка четко
произносить звук [Э].
4.
Упражнять
ребенка
в
произнесении слов сложной слоговой
структуры.
5. Учить читать предложения,
соблюдая
повествовательную
и
вопросительную интонации.
Февраль 3 неделя

Февраль 4 неделя

Звуки [С], [С'];
[С] — [С'].
Буква С

1. Продолжать учить ребенка
находить в ряду слово, отличающееся
от других своей слоговой структурой.
2.
Научить
правильно
произносить звуки [С] и [С'],
дифференцировать их на слух и в
произношении.
3. Учить заменять звук в словах
на звук [С] в разной позиции, следить
за изменением смысла слова с
изменением в нем одного звука.
4.
Познакомить
с
предлогами с (со), упражнять в их
употреблении.
5.
Учить
распространять
предложения, подсчитывать в них
количество слов.
6. Учить анализировать слова и
предложения.

Звуки [З], [З'];
1. Учить ребенка сравнивать
[З] — [З']. Буква слова по звуко-слоговому составу.
З
2.
Научить
правильно
произносить звуки [З] и [З'],
дифференцировать их на слух и в
произношении.
3. Закреплять навыки звукослогового анализа слов.
4. Продолжать учить составлять
предложения по заданному слову,
используя знакомые предлоги, а также

путем
преобразования
деформированной фразы.
5. Учить анализировать слова,
предложения с этими словами.
6. Познакомить ребенка с
предлогами за, из-за, упражнять в их
употреблении.
Март

1 неделя

Звук и буква Ц

1. Продолжать развивать у
ребенка языковое чутье и чувство
рифмы.
2.
Научить
правильно
произносить звук [Ц].
3. Совершенствовать навыки
звуко-слогового анализа.
4. Продолжать учить ребенка
составлять предложения с заданным
словом.
5. Учить выделять из текста
слова с заданным звуком.
6.
Упражнять
в
словообразовании и словоизменении.

Март

2 неделя Звук и буква Ш

1.
Научить
правильно
произносить звук [Ш].
2. Учить ребенка определять
последовательность звуков в слове,
совершенствовать навыки аналитикосинтетической деятельности, развивать
звуко-слоговые представления.
3.
Учить
самостоятельно
производить звуко-слоговой анализ
слов.
4. Учить преобразовывать слова.
5. Учить составлять схему
предложения,
находить
знакомые
предлоги в предложении.

Март

3 неделя

1. Развивать слуховое внимание
и
логическое
мышление
путем
решения логических задач.
2.
Научить
правильно

Звук и буква Ж

произносить звук [Ж].
3. Продолжать учить ребенка
определять последовательность звуков
в заданном слове.
4. Совершенствовать навыки
аналитико-синтетической
деятельности,
развивать
звукослоговые представления ребенка.
5.
Развивать
слухо-речевую
память ребенка.
6. Продолжать учить составлять
предложения с заданным словом.
7.
Учить
самостоятельно
производить звуко-слоговой анализ
слов.
Март

4 неделя Звуки [С] — [Ш]

1. Учить ребенка внимательно
вслушиваться в речь взрослого,
распознавать
правильное
и
неправильное употребление падежных
окончаний существительных.
2.
Учить
слухопроизносительной
дифференциации
звуков [С] — [Ш].
3. Продолжать учить определять
последовательность звуков в слове,
совершенствовать навыки аналитикосинтетической деятельности.
4. Продолжать учить составлять
предложения из отдельных слов,
соблюдая правильный порядок слов в
предложении.

Апрель

1 неделя Звук и буква Ч

1. Учить ребенка различать на
слух правильное и неправильное
употребление
личных
окончаний
глаголов.
2.
Научить
правильно
произносить звук [Ч].
3. Совершенствовать навыки
аналитико-синтетической
деятельности,
развивать
фонематические представления.

4.
Упражнять
ребенка
в
словообразовании.
5. Познакомить ребенка с
понятиями: имя, отчество, фамилия;
вспомнить правило
правописания
собственных имен существительных.
6. Познакомить ребенка с
употреблением предлога через.
7.
Учить
производить
самостоятельный
звуко-слоговой
анализ слов.
Апрель

Апрель

2 неделя Звук и буква Щ

3 неделя Звук и буква Й

1. Учить ребенка внимательно
вслушиваться в речь взрослого,
различать на слух правильное и
неправильное употребление времен
глаголов.
2. Научить произносить звук
[Щ].
3. Учить определять количество
звуков в слове на слух без зрительной
опоры,
совершенствовать
навыки
аналитико-синтетической
деятельности.
4. Учить составлять схемы
простых предложений без предлога,
определять
место
слова
в
предложении.
5. Упражнять в произнесении
слов сложной слоговой структуры.
6. Учить самостоятельно производить
звуко-слоговой анализ слов.
1. Учить ребенка внимательно
вслушиваться в речь взрослого,
правильно
понимать
логикограмматические конструкции.
2. Научить ребенка правильно
произносить звук [Й].
3. Совершенствовать навыки
аналитико-синтетической
деятельности,
развивать
звукослоговые представления ребенка.
4.
Учить
анализировать

предложения, находить в предложении
предлог и слова с определенным
звуком.
5. Учить преобразовывать слова.
Апрель

4 неделя Буквы Я, Е, Ё, И,
1. Учить ребенка внимательно
Ю, Ь
вслушиваться в речь взрослого,
правильно
понимать
логикограмматические
конструкции
и
отвечать на вопросы.
2.
Научить
слухопроизносительной
дифференциации
звуков [А] — [Я], [О] — [Ё], [У] —
[Ю], [Ы] — [И], [Э] — [Е].
3. Познакомить ребенка с
буквами Я, Е, Ю, Ё, Ь.
4. Объяснить ребенку два
способа
обозначения
мягкости
согласных звуков на письме: с
помощью гласных И, Я, Ю, Е, Ё, а
также с помощью Ь в конце и середине
слов.

Май

2 неделя

Звуки [Л], [Л'];
[Л] — [Л']; [Л']
— [Й].
Буква Л

1. Учить ребенка внимательно
вслушиваться в речь взрослого,
правильно
понимать
логикограмматические
конструкции
и
отвечать на вопросы.
2.
Научить
правильно
произносить звуки [Л] и [Л'],
дифференцировать их на слух и в
произношении.
3.
Научить
слухопроизносительной
дифференциации
звуков [Л'] — [Й].
4. Совершенствовать навыки
аналитико-синтетической
деятельности на уровне слова и
предложения.
5.
Учить
самостоятельно
анализировать слова.
6.
Учить
ребенка
преобразовывать слова.

Май

Май

3 неделя

Звуки [Р], [Р'];
1. Учить ребенка внимательно
[Р] — [Р']. Буква вслушиваться в речь взрослого,
Р
понимать
логико-грамматические
конструкции, отвечать на вопросы.
2.
Научить
правильно
произносить звуки [Р] и [Р'], различать
их на слух и в произношении.
3. Совершенствовать навыки
аналитико-синтетической
деятельности.
4. Учить ребенка придумывать
предложения
с
определенным
количеством слов.
5. Учить ребенка анализировать
слова без стечения и со стечением
согласных.
6. Путем сравнения пар слов
закрепить правило правописания Ь для
обозначения мягкости согласных.

4
неделя

Звуки [Л] — [Р],
1. Учить ребенка внимательно
[Л'] — [Р']
вслушиваться в речь взрослого,
понимать
логико-грамматические
конструкции, отвечать на вопросы.
2.
Учить
слухопроизносительной
дифференциации
звуков [Л] — [Р], [Л'] — [Р'].
3. Совершенствовать навыки
аналитико-синтетической
деятельности.
4. Учить анализировать и
преобразовывать слова с помощью
букв разрезной азбуки.
5. Продолжать учить ребенка
произносить слова сложной звукослоговой структуры (изолированно и в
контексте предложения).
6. Учить ребенка придумывать
предложения
с
определенным
количеством
слов,
а
также
с
заданными словами: существительным
и предлогом.

Май

5
Мониторинг
неделя
3.Организационный раздел.
3.1 Мониторинг уровня освоения программы «Говоруша» с детьми
старшего дошкольного возраста
Группа подготовительная к школе ______________________
Учитель-логопед___________________________________________
Даты проведения мониторинга:___________; _____________ .

Н.г.

Н.г.

Н.г.

Н.г.

Н.г.

Н.г.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Диагностические задания:
1. Задание: Найти звук, который заблудился.
Синеет море перед нами,

К.г.

Умение
читать
слитно
и понимать
смысл
прочитанног
о

К.г.

Умение
составлять
слова из 2х, 3х слогов и
отдельных
букв.

К.г.

Умение
различать
согласные
звуки:
глухие и
звонкие.

К.г.

Умение
различать
согласные
звуки:
твёрдые
и
мягкие.

К.г.

Умение
вычленять
ударение,
определять
его место в
слове.

К.г.

Умение
различать
гласные и
согласные
звуки,
обозначать
их на схеме.

К.г.

Умение
называть
слова с
заданным
звуком.

Н.г.

К.г.

Умение
делить
слова
на слоги.

Н.г

К.г.

Умение
различать
слово и
предложение,
выкладывать
схему
предложения

Н.г.

К.г.

Умение
понимать
роль звука
в
слове.

Н.г

Фамилия,
имя ребёнка

№ п/п

Параметры оценки

Летают майки над волнами.
Как надо было сказать? (Чайки). Какой звук заблудился? ([ч]).
На глазах у детворы
Красят крысу маляры.
Как надо было сказать? (Крышу). Какой звук заблудился? ([с]).
Тает снег, бегут ручьи,
На ветвях сидят врачи.
Как надо было сказать? (Грачи). Какой звук заблудился? ([г]).
• Ребёнок правильно справляется с заданием, сразу нашёл заблудившийся
звук.
• Ребёнок справился с заданием, но не очень быстро.
• Ребёнок справился с заданием с помощью воспитателя.
2. Задание: Логопед показывает картинку с изображением белки. Кто здесь
нарисован? (Белка). Что ты сейчас сказал? (Слово белка).
Придумай предложение со словом белка. А теперь составь предложение из
слов: белка, сидеть, дерево, на, и составь схему данного
предложения.
• Ребёнок различает понятия "слово" и "предложение"; понимает, что в
предложении содержится какая-либо мысль (У белки пушистый
хвост; Белка грызёт орешки и т. д.). Правильно переставил слова в
предложении. Выложил схему предложения.
• Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого взрослый подсказывает, что в предложении рассказывается о чёмлибо. Составляет схему.
• Ребёнок справляется с заданием составить предложение только по образцу
воспитателя. Схему составляет после подсказки или не
составляет вовсе.
3.Задание Ребёнку предлагается подобрать слова, в которых один, два и три
слога. Если ребёнок затрудняется, ему предлагаются предметные
картинки. Даётся задание разложить картинки на три части. В первой - слова
с одним слогом, во второй - слова с двумя слогами, в третьей – с тремя.
Слова: мак, мел, стол; лампа, лужа, книга; машина, рябина, малина.
• Ребёнок самостоятельно выполняет задание без опоры на наглядность или с
помощью карточек, но без ошибок или исправляет их
самостоятельно.
• Ребёнок выполняет задание с помощью карточек, прибегая к помощи
воспитателя.
• Ребёнок не справляется с заданием.
4.Задание: Ребёнку даётся задание: «Давай будем называть по очереди слова,
которые начинаются со звука [м], потом со звука [мь].
• Ребёнок правильно выполняет задание.

• Ребёнок выполняет задание, но допускает ошибки, самостоятельно
исправляя их.
• Справляется с заданием с помощью воспитателя.
5.Задание: Ребенку предлагается карточка с изображением розы и клеточки
по числу звуков:
Сколько квадратов нарисовано внизу рисунка? (Четыре). Что обозначает
каждый квадрат? (Звук). Сколько звуков в этом слове? (Четыре).
Какие звуки в этом слове можно долго тянуть, петь, громко кричать и при
этом во рту ничего не мешает? ([о]; [а]). Как называются такие
звуки? (Гласные). Квадратами какого цвета они обозначаются? (Красными
квадратами). Найди место гласных звуков в слове и обозначь их
квадратами. Какие звуки в этом слове нам мешают произносить зубы и язык?
([р]; [з]). Как называются звуки, которые нельзя пропеть, прокричать?
(Согласные). Квадратом какого цвета обозначается согласный звук? (Синим).
Найди место согласных звуков в слове и обозначь
синими квадратами.
• Ребёнок самостоятельно и правильно проводит звуковой анализ слова.
• Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого.
• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не
справляется совсем.
6 Задание: произнеси слово игла так, чтобы я в нём услышала ударный
гласный звук . Поставь фишку над ударным звуком. Затем
воспитатель переставляет фишку (теперь она стоит над звуком [и]).
Предлагает прочитать ребёнку слово с перенесённым ударением. Так
говорят? Исправь мою ошибку - поставь нужный звук под ударение (ребёнок
должен передвинуть фишку) и произнеси слово, чтобы было
правильно.
• Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок.
• Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой
помощи воспитателя.
• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не
справляется совсем.
7.Задание: Вниманию ребёнка предлагается две картинки - с изображением
луны и лисы. Воспитатель спрашивает: Какой первый звук в
слове лиса? ([ль]). Какой первый звук в слове луна? ([л]). Какие это звуки?
(Это звуки-братцы; если ребёнок забыл, то воспитатель помогает
ему вспомнить этот термин). Назови большого братца ([л]). Как ещё
называем большого братца? (твёрдый согласный). Квадратом какого
цвета обозначаем твердый согласный звук? (синим). Назови маленького
братца ([ль]). Как мы его ещё называем? (мягкий согласный). Каким
квадратом его обозначаем? (зелёным). Обозначь твёрдые звуки в этих словах
квадратами синего цвета, а мягкие - зелёными.

• Ребёнок самостоятельно проводит звуковой анализ слова; если допускает
ошибки, то исправляет их самостоятельно.
• Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.
• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не
справляется совсем.
8.Задание: Игра «Хлоп – топ» на различение звонких и глухих согласных.
Услышав глухие согласные, хлопнуть себя по коленкам, услышав
звонкие согласные, легко подпрыгнуть на двух ногах.
Звуки: б, п, д, т, х, м, з, с.
Слоги: па, ба, за, та, да.
• Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок.
• Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой
помощи воспитателя.
• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не
справляется совсем.
9.Задание: Слово рассыпалось на буквы, и получился вот такой ребус: колша
(школа). Собери из букв слово, чтобы не осталось
ни одной лишней буквы. Ещё ребус: манали (малина).
• Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок.
• Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой
помощи воспитателя.
• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не
справляется совсем.
10.Задание: Чтение и анализ короткого текста.
Прочитай:
Текст 1 Вова сел на стул. Взял кошку на руки. Стал её гладить. Кошка
мурчит. Вова слушает и улыбается.
Текст 2 У Саши живёт крыса. Её зовут Чуча. Она сидит в клетке. Саша берёт
крысу в руки. Чуча не трусит. Она любит Сашу. Он дал
ей сыр. Чуча рада.
Расскажи, о чёт этот маленький рассказ.
• Ребёнок читает слитно и понимает смысл прочитанного.
• Ребёнок читает по слогам, пересказывает содержание текста.
• Ребёнок читает по слогам, с помощью воспитателя, смысл прочитанного не
понимает.
3.2 Уровни освоения программы
(Степень самостоятельности выполнения заданий в процентном выражении)
0% – 30% - НИЗКИЙ - Ребёнок пассивен в работе со звуками. Не владеет
основными качественными характеристиками звуков в слове.
Не читает, либо читает по слогам при активной помощи взрослого, не
понимает смысл прочитанного.

30% - 70% - СРЕДНИЙ - Ребёнку нравится выполнять задания со звуками.
Ребёнок допускает ошибки в работе со звуками, но исправляет
их с небольшой помощью взрослого.
70% - 100% - ВЫСОКИЙ - Ребёнок активен при выполнении заданий со
звуками. Самостоятелен при выполнении заданий. Владеет
средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные
характеристики звуков в слове (гласный - согласный, твёрдый –мягкий,
ударный - безударный гласный, место звука в слове). Читает слитно и
понимает смысл прочитанного маленького рассказа.

1.

2.
3.
4.
5.
6.

Список литературы.
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления
недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.
СПб.
Волина В. Занимательная азбуковедение.
Гордеева С.Е. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука,
цвета, движения. М.
Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год
обучения. М.: ТЦ Сфера.
Рыжаккова Е.Н., Буланович Н.И. Занимательные игры и упражнения с
пальчиковой азбукой. М.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.

МБДОУ №95 «Рябинушка» 3 корпус

Программа
логопедического кружка
«Говоруша»
для детей 6-7лет
срок реализации 1 год

Составила учитель-логопед:
Л.Н. Хамаганова

г. Улан-Удэ
2023 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».