программа наставничества МБДОУ 95 Рябинушка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 95 «Рябинушка» г. Улан-Удэ» общеразвивающего вида
670024 Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 20
т/л 8(3012)447701, 555463; e-mail: mdou952010@mail.ru

ПРИНЯТ
На заседании
педагогического совета
№ __ от _______ 2021г.

УТВЕРЖДЕН
Заведующий МБДОУ № 95
________ Мошкина Т.Н.

Программа наставничества
образовательной
программы
« Ступеньки
профессионального
развития»
дошкольного образования
МБДОУ №95 «Рябинушка»

г.Улан-Удэ
1

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование
программы

Форма
наставничества
ФИО, должность
наставников

Сведения о наставнике:

Программа
наставничества
образовательной
программы «Ступеньки профессионального развития»
дошкольного образования МБДОУ №95 «Рябинушка»
«Педагог – педагог»
Балбарова Людмила Бадмаевна, воспитатель,
Игнаева Татьяна Юрьевна, воспитатель,
Дугарова Александра Николаевна, воспитатель,
Матханова Цырегма Цыпыловна, воспитатель
Балбарова Людмила Бадмаевна, воспитатель,
- педагогический стаж работы: 18 лет
 педагогический стаж : 15 лет
 информация об аттестации: Высшая
 профессиональные достижения:
- Почётная грамота МУ «Комитет по образованию
Администрации г.Улан-Удэ», 2019г.
- Почётная грамота «Улан-Удэнская городская
организация профсоюза работников народного образования
и науки», 2018г.
- Благодарственное письмо «Организационный
комитет Республиканского культурно-спортивного
праздника Наадан Сурхарбаан-2019»
- Диплом за участие в городском конкурсе «За
здоровьем в детский сад», 2019г
Игнаева Татьяна Юрьевна, воспитатель,

педагогический стаж работы: 20 лет

информация об аттестации:

профессиональные достижения:
- Почётная грамота МУ «Комитет по образованию
Администрации г.Улан-Удэ», 2016г.
Дугарова Александра Николаевна, воспитатель.

педагогический стаж работы: 14 лет

информация об аттестации: Первая

профессиональные достижения:
- Почётная грамота МУ «Комитет по образованию
Администрации г.Улан-Удэ», 2013г.
- Почётная грамота от администрации Советского
района, 2018г.
- Диплом за активное участие в развитии
информационного образовательного пространства в
Республике Бурятия.

2

Матханова Цырегма Цыпыловна, воспитатель.

педагогический стаж работы: 14 лет

информация об аттестации: Первая
ФИО, должность,
педагогический стаж
работы наставляемых

Ангаренова Ирина Анатольевна– воспитатель,
стаж 7 мес.
Казакова Наталья Константиновнавоспитатель, стаж 1 г 8 мес.
Цыренова Аюна Цыденовна– воспитатель,
стаж 6 мес.
Бадмацыренова Оксана Александровнавоспитатель, стаж 1 г 1 мес.
Ковалёва Екатерина Фёдоровна– воспитатель,
стаж 1 г 8 мес.
Филатова Татьяна Николаевна- воспитатель,
стаж 1 г 8 мес.

Цель программы

Оказание помощи молодым/начинающим
педагогам и создании в ДОУ условий в их
профессиональном становлении с
применением эффективных методов и форм
повышения квалификации, уровня
профессионального мастерства и обобщении
передового педагогического опыта.

Задачи программы

2.
Стимулировать повышение теоретического и
практического уровня педагогов, овладение современными
педагогическими технологиями.
3.
Способствовать
к
мотивации
повышения
квалификационного уровня.
4.
Отслеживать динамику развития профессиональной
деятельности каждого педагога.
1
год
I этап - Подготовительный (сентябрь 2021 г.) Цель:
Построение системы наставничества.
II этап. Адаптационный (с октября по декабрь 2021)
Цель: Создание максимально комфортных условий, при
которых работник будет чувствовать себя успешным к
своей профессиональной деятельности. Разработка и
реализация программы адаптации.
III этап. Проектировочный (основной) (январь 2022г. –
август 2022г.)
Цель:
Корректировка
профессиональных
умений,

Сроки и этапы
реализации программы

3

выстраивание
программы
самосовершенствования
работника.
IVэтап. Контрольно-оценочный (август 2022г.)
Цель: Проверка уровня профессиональной компетентности
работника, определение степени его готовности к
выполнению своих функциональных обязанностей.
Ожидаемые результаты
программы

-Качественные изменения во взаимоотношениях с
коллегами, воспитанниками, родителями (законными
представителями).
-Стремление взаимодействовать
открытость, взаимопомощь.

с

установкой

на

-Рост профессиональной и методической компетенции
молодых воспитателей, повышение уровня их готовности
к педагогической деятельности.
-Повышение профессиональной компетентности педагога
в вопросах педагогики и психологии.
-Повышение
компетентности
самих
педагоговнаставников, повышение их
профессионального
статуса
в образовательном учреждении.
Форма мониторинга
результативности

1.Анкетирование
работников
о
степени
удовлетворенности.
2.Отчет
наставника
о
результатах
работы
по
наставничеству за определенный период.
3.Количественный показатель участия работника в
конкурсных мероприятиях.
4.Транслирование опыта педагогической деятельности.
5. Создание работником собственного педагогического
сайта, портфолио педагогических достижений.
6. Подготовка работника к Аттестации.

4

1. Общие положения
1.1. Настоящая программа наставничества сотрудников (молодых специалистов (при опыте
работы от 0 до 3 лет), вновь принятых или переведенных на новые должности
педагогических работников) МБДОУ №95 «Рябинушка» (далее — Программа) разработана в
соответствии с Положением о наставничестве (далее - работников) в МБДОУ №95
«Рябинушка».
1.2. Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации
Программы, является значимость социально-профессиональной адаптации сотрудников
(молодых специалистов (при опыте работы от 0 до 3 лет), вновь принятых или переведенных
на новые должности педагогических работников).
1.3. Программа направлена на повешение качества профессиональной деятельности
сотрудников (молодых специалистов (при опыте работы от 0 до 3 лет), вновь принятых или
переведенных на новые должности педагогических работников) и снижение текучести
кадров, создание на образовательной программе дошкольного образования благоприятного
социально-психологического климата.
2. Цель программы
Оказание помощи молодым/начинающим педагогам и создании в ДОУ условий в их
профессиональном становлении с применением эффективных методов и форм повышения
квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового
педагогического опыта.
3. Задачи программы
3.1.
Обеспечить
теоретическую,
психологическую,
методическую
поддержку
молодым/начинающим педагогам.
3.2. Стимулировать повышение теоретического и практического уровня педагогов в
овладении современными педагогическими технологиями.
3.3. Способствовать планированию карьеры молодых/начинающих педагогов, мотивации к
повышению квалификационного уровня.
3.4. Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога.
4. Принципы программы
4.1. Приоритет жизни и здоровья педагога, его прав на свободу развития, образования и
самообразования.
4.2 Добровольность и заинтересованность участия в процедуре наставничества со стороны
наставника и наставляемого.
4.3. Поэтапность развития профессионализма педагогов.
4.4. Вовлечение педагогов в обеспечение безопасных условий труда, выполнение требований
и норм профессиональной этики и правил внутреннего трудового распорядка.
4.5. Ответственность руководителя, членов администрации и наставника за процесс
профессиональной и личностной адаптации работника.
5. Основные направления программы
Программой предусмотрена реализация скоординированных действий по следующим
основным направлениям:
5.1. Психологические основы адаптации в образовательном учреждении:

5

- принятие высокого социально-психологического статуса личности работника в
педагогическом коллективе;
- умение решать межличностные проблемы, принятие позиции равноправного члена
коллектива.
5.2. Организация образовательно-воспитательного процесса:
- детальное изучение работниками ФГОС, компонентов основных образовательных
программ;
- посещение занятий, проводимых педагогами первой и высшей квалификационной
категории, с их последующим анализом
- включение наставляемых в воспитательно – образовательную работу;
5.3. Подготовка методической документации:
- изучение требований к составлению и структуре основной документации педагога;
-совместная разработка рабочих программ, в том числе авторских вариативных
программ с учетом всех требований к их составлению;
- подготовка иной документации, сопровождающей образовательный процесс и
деятельность педагога.
5.4. Методическое сопровождение педагога:
- умение правильно ориентироваться в потоке методической информации при
подготовке к образовательной деятельности;
- формирование потребности педагога систематически изучать имеющееся
методическое сопровождение, грамотно его использовать с учетом индивидуальных
особенностей воспитанников;
- формирование опыта создания собственных методических разработок.
6. Формы и методы работы с молодыми
педагогами.
6.1. Работа с педагогами носит:
- предварительно-профилактический характер с выявлением возможных трудностей
педагогов;
-индивидуально-предупредительный характер, связанный с конкретной подготовкой
к занятиям и различным мероприятиям;
- курирующий характер процесса деятельности педагога.
6.2. Основными формами работы с наставляемыми являются:
-анкетирование работника по выявлению основных трудностей, степени
адаптированности в коллективе и удовлетворенности результатами собственного
труда;
-консультирование групповое и индивидуальное;
-совместная работа наставника и работника;
-привлечение работника к участию в активных формах по обмену опытом работы:
семинарах, конкурсах, конференциях, практических занятиях, мастер-классах и т.д.;
-самостоятельная работа работника, а также его творческая деятельность;
-координирование деятельности работника со стороны наставника и руководства.

6

6.3. Срок реализации программы наставничества: 1 год, с возможностью продления
по заключению наставника и согласию работника.
6.4. Основные предметные области в работе с работниками:
-годовой план – рабочая программа – календарно тематическое планирование;
-задачи НОД (образовательная, развивающая, воспитательная);
-методические требования к современному занятию;
-соответствие методов обучения формам организации занятия;
-соблюдение на занятии санитарно-гигиенических требований к обучению;
- основная документация;
- различные формы и методы организации свободной деятельности воспитанников;
-усвоение лучших традиций коллектива и правил поведения на образовательной
программе дошкольного образования.
7. Основные мероприятия программы.
I этап - Подготовительный
Цель: Построение системы наставничества.
Задачи:
-Определение целей и задач наставничества.
-Выбор наставников и утверждение для них молодых педагогов.
-Внедрение системы наставничества.
-Поддержка системы наставничества.
Мероприятия:
1.Формулирование признаков, по которым выбираются кандидатуры наставников.
2.Освещение круга обязанностей, направлений и условий работы кандидатам в
наставники.
3. Выбор вариантов взаимодействия.
4. Подготовка информационных каналов и получение поддержки наиболее
влиятельных, опытных педагогических работников.
5. Выбор ответственного (назначение куратора наставнической деятельности на ОП
ДО).
6. Оформление документации, регламентирующей весь процесс.
7. Разработка методических материалов по организации наставничества на ОП ДО.
8. Повышение квалификации наставников.
II этап. Адаптационный
Цель: Создание максимально комфортных условий, при которых работник будет
чувствовать себя успешным к своей профессиональной деятельности. Разработка и
реализация программы.
Задачи:
1. Ознакомление со структурой и задачами ООП.
2. Организация изучения нормативной правовой базы, должностных
обязанностей и порядка их исполнения.
3. Изучение
нравственных
и
профессионально-этических
основ педагогической деятельности.
7

4. Ознакомление с порядком и особенностями ведения служебных
документов, правилами работы со служебной информацией.
5. Оказание
помощи
в
процессе
адаптации
и
преодолении
профессиональных трудностей.
6. Оказание помощи в процессе психофизической и социально-психической
адаптации.
Мероприятия:
- Изучение нормативной документации в дошкольном образовании, структуры ООП,
основных функций и задач.
- Изучение образовательных программ в дошкольном образовании.
- Информирование о правилах внутреннего распорядка работников и техники безопасности
на рабочем месте.
- Знакомство с Программой «Мозаика», Белькович В.Ю.
- Знакомство с педагогической диагностикой
- Помощь в планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. - Освещение
проблем адаптации детей в ДОУ
- Изучение предметно-развивающей среды в ДОУ.
- Изучение требований к образовательным результатам по образовательным программам.
- Изучение СанПин (требования к организации образовательного процесса).
- Ознакомление с Кодексом этики и служебного поведения педагогических работников
ОПДО. - Изучение антикоррупционного законодательства и нормативных требований в
области защиты персональных данных.
- Изучение системы электронного документооборота.
- Положения о ведении и разработке рабочих программ педагога .
- Изучение положения об аттестации и иных документов.
- Анализ профессиональных трудностей, с которыми столкнулся наставляемый сотрудник. Оказание помощи (методической, психологической и т. д.) в преодолении возникающих
затруднений.
- Обнаружение пробелов в профессиональной деятельности, проблем в психологопедагогической адаптации и нахождение путей их устранения.
- Формирование уверенности в своем профессиональном росте.
III этап. Проектировочный (основной)
Цель: Корректировка
профессиональных умений,

выстраивание

программы самосовершенствования работника.
Задачи:
Обеспечение непрерывности

профессионального становления работника

в

сотрудничестве субъектов образовательного процесса.
Мероприятия
- Составление плана работы наставника с работником, исходя из выявленных потребностей.
- Работа по теме самообразования, выстраивание индивидуальной траектории развития
педагогической деятельности.
- Оказание методической помощи в становлении профессиональной компетентности
работника.
8

- Организация посещений работником НОД педагогов первой и высшей квалификационной
категорий, составление анализа просмотренных занятий.
- Разработка наставником совместно со старшим воспитателем по воспитательнообразовательной работе рекомендаций, памяток для работника с целью координации его
профессиональной деятельности.
- Разработка работником с наставником, конспектов занятий.
- Просмотр проводимых работником НОД и помощь наставника в построении
образовательного процесса, составление наставником анализа посещаемых занятий.
- Анализ и консультирование работника относительно профилактики типичных ошибок в
профессиональной деятельности.
- Совместная подготовка и проведение открытых мероприятий наставника и работника
(развлечения, открытые занятия, мастер-классы, семинары).
- Профессиональная активность педагога: подготовка, участие в конкурсах, конференциях,
семинарах.
- Выявление потребности в обучении работника. Планирование, подбор, разработка
программ обучения и развития педагога.
- Обучение педагога на курсах повышения квалификации.
IV этап. Контрольно-оценочный
Цель: Проверка уровня профессиональной компетентности работника, определяет степени
его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей
Задачи:
1. Оценка качества подготовки педагогов и результатов их деятельности.
2. Определение качества подготовки наставляемых и процесса их обучения.
3. Оценка качества процесса управления системой наставничества.
Мероприятия:
- Анкетирование работников о степени удовлетворенности.
- Отчет наставника о результатах работы по наставничеству за определенный период.
- Количественный показатель участия воспитателя в конкурсных мероприятиях.
-Транслирование опыта педагогической деятельности.
- Создание работником собственной страницы на сайте ДОУ, портфолио педагогических
достижений.
- Подготовка педагога к Аттестации.
8. Планируемые результаты
8.1. Познание молодым педагогом своих профессиональных качеств и ориентация на
ценности саморазвития.
8.2. Качественные изменения во взаимоотношениях с коллегами, воспитанниками,
родителями (законными представителями).
8.3. Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.
8.4. Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей,
повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.
8.5. Адаптация и закрепление работников в образовательном учреждении.
8.6. Повышение профессиональной компетентности воспитателя в вопросах педагогики и
психологии.
9

8.7. Психологическая устойчивость педагога, адаптированность к работе в условиях
постоянной модернизации современного образования.
8.8.
Повышение компетентности
самих педагогов-наставников,
повышение их
профессионального статуса в образовательном учреждении.

План работы педагогов наставников с молодыми
педагогами
(2021-2022 учебный год)
№
п/
п

Темы

Теоретические занятия

Практические занятия

Сроки

1.

Анкетирован
ие молодых
педагогов.

Собеседование
с
молодым специалистом.
Основные
проблемы
начинающего педагога.
Выбор наставников

Анкетирование
―Профессиональнозначимые качества
педагога; экспрессдиагностика
педагогической
направленности педагогов.
Практикум: годовой план
– программа – календарнотематическое
планирование. Выбор
темы самообразования.
Посещение молодыми
педагогами вводных
занятий педагогов высшей
и первой
квалификационной
категории

сентябрь
2021г

2.

Нормативны
е документы
в
дошкольном
образовании

Закон ―Об образовании РФ;
Конвенция о
правах ребенка;
ФГОС;
Типовое положение о
ДОУ;
САНПиН
Устав МБДОУ №95
«Рябинушка»

Задание
1:
найти
основные определения
из
―Закона
об
образовании
РФ,
приемлемые
дошкольному
образованию

сентябрьоктябрь
2021 г

Задание 2: разработать
памятку для родителей о
правах ребенка
дошкольного возраста
Задание 3: пункты 2.6. и 2.7
ФГОС презентация

10

3.

4.

5.

Программа
― «Мозаика»

Цели и задачи программы;
основные
ее разделы; особенности
программы; принципы
программы.
Семинар «Требования
программы «Мозаика»»

Практикум: обмен
мнениями по текущим
проблемам

Октябрьноябрь
2021 г

Ноябрьдекабрь
2021 г

Планирование
воспитательно
образовательн
ого
процесса в
ДОУ

Особенности планирования
воспитательнообразовательного процесса в
ДОУ. Виды планирования в
ДОУ.

Творческое задание 1:
написание плана работы по
теме самообразования на
месяц

Разделы
программы
― «Мозаика»

Семинар «Особенности
программы «Мозаика»»

Задание 1: выписать цели
и задачи программы
«Мозаика» для своей
возрастной группы по
всем разделам

Задание 2: просмотр и
анализ документации по
планированию
воспитательнообразовательного процесса
в группах детей
Практикум по заполнению
маршрутного листа
Декабрьянварь
2022 г

Задание 2: выписать
требования к предметноразвивающей среде своей
возрастной группы
6.

Организация и
проведение
занятий в
ДОУ

Виды занятий.
Этапы занятия. Особенности
составления конспектов для
детей разного дошкольного
возраста
Самоанализ занятия, типы
занятий, формы занятий.

11

Задание 1: разработать
конспект занятия по
любому разделу
программы
Задание 2: просмотр и
анализ фрагментов
занятий с детьми
дошкольного возраста.
Практикум: составление
самоанализа занятия

Февраль
2022

7.

Предметноразвивающая
среда в
ДОУ

8.

10

Понятие ―предметноразвивающая среда;
Содержание предметноразвивающей среды для
каждой возрастной группы

Задание 1: разработать и
сделать предметы
развивающей среды для
своей возрастной группы
в количестве 3-5
наименований.
Презентовать на
совещании

Март
2022г

Взаимодейств Основные направления работы
ие с семьей
ДОУ по повышению
психолого-педагогической
культуры родителей
(консультация). Роль педагога
в организации взаимодействия
ДОУ с семьями воспитанников
(обмен мнениями).
Формы и методы изучения
условий семейного воспитания
ребенка (сообщение).

Задание 1: Практикум:
разработка тестов и анкет
для родителей
воспитанников, обработка
результатов
анкетирования и
тестирования

Апрель
2022г

Информацион
нометодическое
обеспечение

Май 2022г
Практикум: поиск
информации в глобальной
сети Интернет по теме
самообразования.

«Использование
информационных технологий в
повышении методической
грамотности».

Задание 2: алгоритм
разработки

Практикум: знакомство с
документацией творчески
работающих педагогов.
Изучение методических
разработок.
11.

12

Психологопедагогическа
я культура
воспитателя –
основа
гуманизации
воспитательно
го процесса.

Октябрь
2022г
Практикум: Способы
преодоления стресса».

Прогнозирова Подведение итогов работы
ние
методической пары педагогрезультатов
педагогу
педагогическо
й
деятельности
воспитателя.

12

май
2023
Презентация совместной
деятельности

Приложение
План работы наставника с молодым
педагогом / вновь принятым педагогом
на 20__/20__ учебный год
Наставник

__________________________________________________________
(Ф.И.О., должность, категория)

Педагог______________________________________
(Ф.И.О., должность)
№
Планируемые
Срок
Результат
исполнения
п/п мероприятия
Раздел 1. Ознакомление с ОПДО, изучение нормативно-правовой базы

Отметка
наставника

Раздел 2. Изучение уровня профессионализма и деловых качеств педагога, выявление
профессиональных затруднений

Раздел 3. Оказание помощи в процессе адаптации к профессиональной деятельности и
работе в коллективе, в преодолении профессиональных затруднений
3.1. Оказание помощи в разработке учебно-планирующей документации

3.2. Оказание консультативной помощи по вопросам мониторинга, разработки оценочного
инструментария в освоении ООП дошкольниками.

3.3. Оказание консультативной помощи в разработке учебно-методического обеспечения
воспитательно - образовательного процесса.

3.4. Оказание методической и практической помощи в подготовке и проведении НОД.

3.5. Оказание помощи в разработке и реализации плана профессионального становления,
самообразования.

Раздел 4. Взаимодействие наставника и педагога
4.1. Посещение и анализ занятий

13

4.2. Совместная подготовка и участие наставника и наставляемого досуговых мероприятий,
НОД, развлечений, праздников, семинарах, конференциях и др.

4.3.

Совместные публикации наставника и педагога

Раздел 5. Оценка качества подготовки работников и результатов их деятельности.

Наставник _____________/_________________________________________
подпись
Ф.И.О., должность
Согласовано __________/_________________, заместитель директора по УМР
подпись
Ф.И.О., должность
Ознакомлен____________/____________________________________
подпись
Ф.И.О., должность
«______»________________ 20____г.

14

Отчѐт о результатах работы по наставничеству
за___ семестр 20__/20__ учебного года
Педагог___________________________________________________________
(Ф.И.О., должность)
Образование
______________________________________________________
Период наставничества с «____»_______ 20___г. по «____»_______ 20___г.
Выполнены следующие мероприятия:
1)
Посещено _____________ занятий, _________________мероприятий;
2)
Проведено __________________ консультаций, _____________бесед;
3)
Выполнено ______________ совместных мероприятий
4)
Иное: ______________________________________________________
___________________________________________________________
Оценка полученных результатов:
№
Показатель
Характеристика результата
п/п
1
Знание основных трудовых функций
2
Владение профессиональными
компетенциями
3
Объѐм выполняемых должностных
обязанностей
4
Отношение к работе:
дисциплинированность,
работоспособность, инициативность
5
Взаимоотношения с
воспитанниками, коллегами,
родителями, законными
представителями.
6
Степень комфортности пребывания
работника в коллективе
7
Мотивированность на
профессиональное развитие и
самосовершенствование
Вывод______________________________________________________________
Рекомендации_______________________________________________________
___________________________________________________________________
Наставник _____________/____________________________________________
подпись
Ф.И.О., должность
«______»________________ 20____г.
Ознакомлен____________/_____________________________________________
подпись
Ф.И.О., должность
«______»________________ 20____г.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».