Аналитическая справка по работе педагога-психолога с одарёнными детьми

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №95
«Рябинушка» общеразвивающего вида г.Улан-Удэ»

Аналитическая справка по программе «Одаренные дети»

2023г.

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и
дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная
активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него
развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость
манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия,
творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая
чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого необходимо
своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную
работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на
собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей,
узких специалистов, родителей.
Работа педагога-психолога с одарёнными детьми проводится в три этапа:
1. Диагностический этап.
2. Информационный этап.
3. Развивающий этап.
Диагностический этап. Работа в рамках данного этапа была направлена на
выявление детей с предпосылками одарённости. Для этого были использованы,
следующие методики:
1. Экспресс-анкета «Одарённый ребёнок» для воспитателей
2. Определение уровня проявления способностей ребенка (Сизанов А.Н.)
3. Изучение познавательной потребности дошкольника (Юркевич В.С.,
модификация и адаптация для детского сада Барановой Э.А.)
4. Методика «Карта одаренности» Д. Хаана и М. Каффа
5. Прогрессивные матрицы Дж. Равена (цветной вариант)
6. Тест «Дорисовывание»
Диагностика была организована в старших и подготовительных группах. Из общего
количества детей выявлено 10 детей с ярко выраженными способностями. Результаты
диагностики отражены в таблице 1.
Наименование
группы

Количество
детей с ярко
выраженными
способностями

Виды одарённости
художественноэстетическая
одаренность
2 чел.

художественно- Вокальная
речевая
одаренность
1 чел.

Старшая группа №6

33 чел.

Старшая группа №10

31чел.

Подготовительная
группа №9
Подготовительная
группа №13
Подготовительная
группа №14

31чел.

1 чел

31чел.

2чел

30 чел.

2 чел

1 чел.

1 чел.

Информационный этап
Работа в рамках данного этапа была направленна
на повышение
психологической компетентности участников образовательного процесса.
Тематика просветительской информации для родителей и педагогов, реализованная
в течение учебного года:
 Стендовая информация: «Особенности развития воображения у детей
дошкольного возраста».
 Консультация для воспитателей: «Особенности одаренных детей
дошкольного возраста».
 Консультация для родителей: «Проблемы одаренных детей».
 Информационный
буклет
для
педагогов
и
родителей:
«Одаренность. Что это такое?»
 Памятка для педагогов и родителей: «Возрастные особенности одаренности».
Для обучения и воспитания одаренных и талантливых детей созданы:
 предметно - развивающая среда группы, способствующая познанию
окружающего мира, где игра – ведущий вид деятельности, которая позволяет
удовлетворять многие потребности ребенка – в общении, выплеску
накопившейся энергии, развлечений.
Была проведена следующая работа:
 проведение мониторинга, который позволяет выявить способности и задатки
дошкольников;
 консультации родителей в развитии у детей каких- либо талантов,
способностей, через различные формы работы;
 взаимодействие с социумом – позволяющим показать наши достижения,
наши успехи через выступления детей на различных мероприятиях
Мы использовали следующие формы работы с одаренными детьми:
 групповые занятия с одаренными детьми;
 индивидуальные занятия;
 конкурсы, викторины, выставки детского творчества, спортивные игры;
Для развития выявленных одаренных детей мы использовали:
 вовлечение детей в свободные игры со сверстниками;
 моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости
деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго
контролируемых условий;
 акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды
деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.);
 привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и
родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с
взрослыми деятельности;
 обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды
(наличие необходимого информационного ресурса, доступность и
разнообразие предметов в предметно- развивающем пространстве МБДОУ).

В течении года одаренные дети участвуют в различных конкурсах:
 Выставке поделок на осеннюю тематику «Осень золотая»;
 конкурс «Мамочка моя»
 мероприятиях и праздниках на уровне учреждения.
Все перечисленные методы, приёмы и формы работы с одаренными детьми
позволили создавать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия
индивидуального потенциала каждого ребенка. Благодаря этому, дети с признаками
одаренности смогли раскрыть и реализовать свои способности в выставках,
организованных в детском саду, спортивных видах, в интеллектуальных конкурсах.
На сегодняшний день наилучшим образом проявлению индивидуальности каждого
ребенка способствуют занятия игрового типа.
Развивающий этап. В рамках данного этапа мной проводились развивающие
занятия с детьми с предпосылками интеллектуальной одарённости.
На сегодняшний день в результате работы с одарёнными детьми был:
1. Сформирован банк методик для выявления предпосылок одарённости.
2. Разработаны рекомендации для родителей детей с предпосылками
одарённости.
3. Разработаны рекомендации для педагогов по работе с детьми с
предпосылками одарённости.
4. Создание банка информационных и методических материалов по психологопедагогическому сопровождению одаренных и талантливых детей.
5. С детьми, имеющими предпосылки интеллектуальной одарённости были
организованы
развивающие занятия,
направленные
на
развитие
интеллектуальной сферы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».