Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №95 «Рябинушка» общеразвивающего вида г.Улан-Удэ» Аналитическая справка по программе «Одаренные дети» 2023г. Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Работа педагога-психолога с одарёнными детьми проводится в три этапа: 1. Диагностический этап. 2. Информационный этап. 3. Развивающий этап. Диагностический этап. Работа в рамках данного этапа была направлена на выявление детей с предпосылками одарённости. Для этого были использованы, следующие методики: 1. Экспресс-анкета «Одарённый ребёнок» для воспитателей 2. Определение уровня проявления способностей ребенка (Сизанов А.Н.) 3. Изучение познавательной потребности дошкольника (Юркевич В.С., модификация и адаптация для детского сада Барановой Э.А.) 4. Методика «Карта одаренности» Д. Хаана и М. Каффа 5. Прогрессивные матрицы Дж. Равена (цветной вариант) 6. Тест «Дорисовывание» Диагностика была организована в старших и подготовительных группах. Из общего количества детей выявлено 10 детей с ярко выраженными способностями. Результаты диагностики отражены в таблице 1. Наименование группы Количество детей с ярко выраженными способностями Виды одарённости художественноэстетическая одаренность 2 чел. художественно- Вокальная речевая одаренность 1 чел. Старшая группа №6 33 чел. Старшая группа №10 31чел. Подготовительная группа №9 Подготовительная группа №13 Подготовительная группа №14 31чел. 1 чел 31чел. 2чел 30 чел. 2 чел 1 чел. 1 чел. Информационный этап Работа в рамках данного этапа была направленна на повышение психологической компетентности участников образовательного процесса. Тематика просветительской информации для родителей и педагогов, реализованная в течение учебного года: Стендовая информация: «Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей: «Особенности одаренных детей дошкольного возраста». Консультация для родителей: «Проблемы одаренных детей». Информационный буклет для педагогов и родителей: «Одаренность. Что это такое?» Памятка для педагогов и родителей: «Возрастные особенности одаренности». Для обучения и воспитания одаренных и талантливых детей созданы: предметно - развивающая среда группы, способствующая познанию окружающего мира, где игра – ведущий вид деятельности, которая позволяет удовлетворять многие потребности ребенка – в общении, выплеску накопившейся энергии, развлечений. Была проведена следующая работа: проведение мониторинга, который позволяет выявить способности и задатки дошкольников; консультации родителей в развитии у детей каких- либо талантов, способностей, через различные формы работы; взаимодействие с социумом – позволяющим показать наши достижения, наши успехи через выступления детей на различных мероприятиях Мы использовали следующие формы работы с одаренными детьми: групповые занятия с одаренными детьми; индивидуальные занятия; конкурсы, викторины, выставки детского творчества, спортивные игры; Для развития выявленных одаренных детей мы использовали: вовлечение детей в свободные игры со сверстниками; моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий; акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.); привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности; обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в предметно- развивающем пространстве МБДОУ). В течении года одаренные дети участвуют в различных конкурсах: Выставке поделок на осеннюю тематику «Осень золотая»; конкурс «Мамочка моя» мероприятиях и праздниках на уровне учреждения. Все перечисленные методы, приёмы и формы работы с одаренными детьми позволили создавать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка. Благодаря этому, дети с признаками одаренности смогли раскрыть и реализовать свои способности в выставках, организованных в детском саду, спортивных видах, в интеллектуальных конкурсах. На сегодняшний день наилучшим образом проявлению индивидуальности каждого ребенка способствуют занятия игрового типа. Развивающий этап. В рамках данного этапа мной проводились развивающие занятия с детьми с предпосылками интеллектуальной одарённости. На сегодняшний день в результате работы с одарёнными детьми был: 1. Сформирован банк методик для выявления предпосылок одарённости. 2. Разработаны рекомендации для родителей детей с предпосылками одарённости. 3. Разработаны рекомендации для педагогов по работе с детьми с предпосылками одарённости. 4. Создание банка информационных и методических материалов по психологопедагогическому сопровождению одаренных и талантливых детей. 5. С детьми, имеющими предпосылки интеллектуальной одарённости были организованы развивающие занятия, направленные на развитие интеллектуальной сферы.