Одарённые дети
Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения
психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с
одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности
детского сада. Для всех детей главнейшей целью образования и воспитания
является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и
дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.
Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не
затормозить рост его способностей - это особо важная задача воспитания и
обучения одаренных детей в детском саду.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными
детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в
особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в
группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей
социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до
определенного времени одаренности других воспитанников. Создание условия,
обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их
потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач.
Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области.
Однако мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что
присутствии валидных методов идентификации одаренности эта работа может
привести к негативным последствиям. Вместе с тем, психодиагностических процедур
и методов работы с детьми определяется исходной концепцией одаренности. В этой
связи требуется серьезная просветительская работа среди педагогов, а также
родителей для формирования у них научно-адекватных современных представлений о
природе, методах выявления и путях развития одаренности. Сложность этих задач
определяется наличием широкого спектра подчас противоречащие друг другу
подходов к указанной проблеме, в которой трудно разобраться педагогам и
родителям. Поэтому становится актуальная разработка Программы одаренности,
которая выступала бы в качестве теоретического и методического основания для
работы с одаренными детьми.
Цель программы:
создание оптимальных условий для выявления, формирования и развития талантливых
и одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.
Воспитательная цель:
воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими
адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.
Образовательная цель:
расширение единого образовательного пространства детского сада для социально
значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.
Развивающая цель:
развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно-практическую
деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.
Задачи программы.
-выявить детей с признаками талантливости и
одаренности в условиях ДОУ;
- проанализировать основные направления работы с
талантливыми и одаренными и детьми в ДОУ;
- интеграция основного и дополнительного
образования;
- разработать план мероприятий для развития
творческой,
-психомоторной
(спортивной) и академической одаренности детей;
- повысить педагогическую компетентность
педагогов и родителей по
-вопросам сопровождения талантливых и одаренных
детей.
Механизмы реализации программы.
1.Внедрение в практику мониторинга
одаренности и ее дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся
социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми.
2.Совершенствование деятельности
администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских
и творческих способностей учащихся.
3.Совершенствование технологии
портфолио для построения индивидуальной траектории развития, как учителя, так и
ученика.